Тот тип руководства, которого Христос требует от начальствующих в Его церкви, - это “руководство-служение”. Об этом свидетельствует Матфей, повествуя о том, как Иисус призвал Своих апостолов к Себе и сказал:
«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).
Давайте проанализируем, что же такое “руководство-служение”.
Два понятия, “слуга” и “правитель”, кажутся противоположными по своему значению. Может ли руководитель церкви быть слугой или, другими словами, может ли он руководить и одновременно служить? Возьмем несколько примеров из повседневной жизни.
Родители руководят своими детьми и одновременно служат им. Представьте себе новорожденную дочь в любящей ее семье. Как только ребенок появляется на свет, для супружеской пары все меняется. Иной распорядок дня, иные приоритеты, новые интересы, новые статьи денежных расходов. Когда ребенок плачет, мать и отец не только настораживаются, но и бегут удостовериться, все ли в порядке. Малейшая нужда, едва заметно выраженная новорожденной дочерью, тут же удовлетворяется ее родителями. Кто главный в этом доме? Конечно же, мать и отец. В христианской семье ребенка обычно учат повиноваться своим родителям. Возможен и другой ответ: до какой-то степени главный в семье - ребенок. Мир родителей вращается вокруг него. Так будет продолжаться очень долго, выражаясь в школьных пикниках, уроках музыки, посещении детских организаций, воскресной школы, летнего библейского лагеря, - вплоть до того момента, когда от родителей потребуется очередная жертва, чтобы эта девочка смогла пойти учиться в ВУЗ. Родители руководят ребенком и одновременно служат ему.
Мужья руководят своими женами и одновременно служат им. В христианском доме главой является муж. По крайней мере, муж - глава жены, а жена повинуется мужу (Еф. 5:22-24). Что значит руководство для хорошего мужа-христианина? Разве он составляет расписания, принимает решения и управляет домом ради собственной выгоды? Разве он заботится исключительно о себе? В том же Писании, где сказано, что муж - глава жены, говорится также, что он должен любить свою жену так, как Христос возлюбил церковь, как он любит свое тело и самого себя (Еф. 5:25, 28, 33). Это означает, что муж, управляя домом, будет считать желания и нужды жены, как минимум, такими же важными, как свои собственные. На самом же деле, пример Христа предполагает, что муж будет ставить благополучие жены выше своего собственного. Если муж - христианин, он не примет никакого решения, не подумав, как оно отразится на его жене. Как он руководит своей женой? Он руководит ею и одновременно служит ей!
Хорошие предприниматели руководят своими работниками и одновременно служат им. На работе хозяин скорее заставит своих работников выкладываться полностью, если сумеет доказать им, что старается для их же блага. И действительно, если руководители будут служить своим подчиненным, то, как ни странно, они обнаружат, что те, кому они служат, хотят служить им и следовать за ними.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ “РУКОВОДСТВО-СЛУЖЕНИЕ” ТРЕБОВАНИЕМ ХРИСТА?
Какие наставления давал Иисус в отношении руководства? Ответ содержится в словах Иисуса: ведь Его ученики, по крайней мере, трижды обсуждали между собой, кто будет главнее в царстве небесном. Этого вопроса следовало ожидать. Двенадцать апостолов знали, что их готовили для руководства, и они вполне естественно интересовались, кто же среди них будет большим.
Матфея 18:1-4
Первый случай описан в Мф. 18:1-4 (ср. Мк. 9:33-37; Лк. 9:46-48). “В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?” (ст. 1). Иисус отвечал, поставив перед ними ребенка: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (ст. 2, 3). И продолжил: “Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном”. Иисус не упрекал учеников за желание быть главными. Но Он показал им иной путь к истинному величию: путь смирения. Если они хотели быть истинно великими в небесном царстве, они должны были стать смиренными.
Смирение предполагает готовность взяться за незначительную роль (подобную роли ребенка). Кроме того, если воспользоваться примером Иисуса, как это описано в Фил. 2:3-8, то смирение означает почитание других лучшими себя, отказ от привилегий ради того, чтобы вести себя подобно рабу или слуге, и покорность.
Матфея 20:20-28
О втором случае упоминается в Мф. 20:20-28 (ср. Мк. 10:35-45). Обратите внимание на последовательность событий. Мать Иакова и Иоанна обратилась к Иисусу с просьбой о привилегиях для своих сыновей (ст. 20, 21). Иисус отвечает, что это не от Него зависит (ст. 22, 23). Остальные апостолы вознегодовали на этих двух братьев (ст. 24). И тогда Иисус твердо сказал: “Но между вами да не будет так...” (ст. 25-28).
Слова Иисуса относились не только к Иакову и Иоанну, они были предназначены для всех апостолов. В конце концов, если десять апостолов были озабочены только служением, какое имело для них значение, займут ли Иаков и Иоанн места по правую и левую руку от Христа? Если мы заинтересованы только в том, чтобы творить добро, какая нам разница, кто главенствует или кто пожинает лавры? Своим гневом апостолы продемонстрировали, что жаждали почетных должностей для себя так же, как и братья Зеведеевы.
Чему научил нас Иисус Своим ответом в Мф. 20:25-28?
(1) Царство небесное отличается от царств земных. В земном мире люди борются за служебные посты, локтями пробивают себе дорогу наверх, рвутся к славе и почету, правят в вверенной им области железной рукой и обижаются, если их достижения остаются незамеченными. В Божьем царстве наоборот: “Но между вами да не будет так!” Если бы только эти слова проникли в наши души и сердца, большинство наших проблем, связанных с руководством, исчезло бы!
(2) В царстве Божьем путь к величию - это путь служения. Желание величия не осуждается, но его просто перенацеливают. Как можно стать великим? Посмотрите, скольким людям вы можете служить, как много вы можете сделать и как хорошо вы можете работать! Станьте рабом!
(3) Пример Иисуса должен вести Его народ по жизни. Он “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20:28; Мк. 10:45). Жизнь-служение Иисуса помогают нам понять слова Павла о том, что мы должны “не себе угождать”, а “каждый из нас должен угождать ближнему... Ибо и Христос не Себе угождал” (Рим. 15:1-3). Павел говорил также, что “Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою” (2 Кор. 8:9), и что “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Еф. 5:25). Таким образом, Христос подал величайший пример того, как быть вождем, оставаясь при этом слугой. Тот, кто руководит Господней церковью, должен искать пути служения другим, а не стремиться к тому, чтобы служили ему. Он сможет более уподобиться Христу, если будет угождать другим, а не себе, если будет охотно обогащать других за свой счет и если возлюбит других так, что будет готов умереть за них.
Иоанна 13:1-17; Луки 22:24-30
Третий случай произошел в ночь предательства Иисуса. Иоанн повествует, как Иисус поднялся из-за стола во время Тайной вечери, обвязался полотенцем и омыл ноги Своим ученикам (Ин. 13:1-17). Зачем? В Лк. 22:24-27 описаны обстоятельства, объясняющие действия Иисуса:
«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».
Омыв ноги Своим ученикам, Иисус был среди них “как служащий”.
Даже в ночь предательства Иисуса, незадолго до Его смерти, несмотря на то, что Иисус уже затрагивал этот вопрос, ученики продолжали спорить о том же! Казалось, что они так ничему и не научились! Согласно повествованию Луки, Иисус дал им такой же ответ, как и раньше. А вот Иоанн говорит, что Иисус сделал больше. Он омыл ноги Своим ученикам, а затем сказал:
«...Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:15-17).
Иисус показал им, что вместо того, чтобы беспокоиться о том, как стать “большими” в царстве, им следует проявить готовность снизойти до работы самого последнего раба, до выполнения самой грязной работы, какую только можно вообразить, и все это ради людей, которые, возможно, не поймут и не оценят их действий или, еще хуже, будут настроены против них.
Все три раза, заставая Своих учеников за обсуждением вопроса, кому быть самым главным, Иисус указывал, что они должны быть слугами. Если даже те, кто мог говорить по вдохновению именем Иисуса, должны были быть руководителями-слугами, то разве не требует Иисус того же от руководителей церкви сегодня?
ЧЕГО ТРЕБУЕТ “РУКОВОДСТВО-СЛУЖЕНИЕ”?
Итак, руководители церкви должны быть “начальствующими, как служащими”. Что это значит? Что требуется от руководителя-слуги?
Видеть себя слугами
Руководство-служение требует, во-первых, чтобы церковные руководители считали себя слугами этой церкви. Старейшины, в частности, могут быть склонны считать, что они занимают почетный пост, и сделать из этого вывод, что члены церкви должны служить им. Но если они являются руководителями-слугами, они не будут ожидать прислуживания, почестей или похвалы за свою работу. Нет, они будут смотреть на себя как на составную часть общины, которой они служат и помогают с тем, чтобы другие члены церкви, в свою очередь, служили еще лучше (см. Еф. 4:11, 12). Они будут рассматривать свое положение не как возможность указывать и давать распоряжения другим, но как возможность помогать каждому христианину достичь такой духовности, на какую он (или она) способен, и идти дорогой, ведущей в небесное царство. Обращаясь к людям, они будут говорить не: “Вот вам мои указания”, - а: “Чем я могу вам помочь?”
Отождествлять себя с коллективом
Во-вторых, настоящие руководители-слуги не держатся в стороне от людей, которыми руководят, придерживаясь позиции “я — они”: “я хороший, а они плохие; я преданный, а они равнодушные; я знаю Библию, а они нет”. Наоборот, они видят себя частью коллектива. Они не склонны говорить: “Вы не делаете того, что вам следует делать”, но говорят: “Мы не делаем того, что нам следует делать”. В этом отношении Ездра показал хороший пример, когда узнал, что иудеи брали в жены дочерей хананеев, нарушая Божью заповедь не смешиваться с народом этой земли. Вот, как поступил Ездра:
«Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою, и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный. А во время вечерней жертвы, я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колена мои, и простер руки мои к Господу, Богу моему, и сказал: “Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня…”» (Езд. 9:3-7).
Хотя нет никакого указания на то, что Ездра был сам женат на местной жительнице, он говорит о случившемся, как если бы это была его вина. И даже если частично его поведение можно объяснить общественным сознанием, господствовавшим в Израиле, очевидно и то, что Ездра отождествлял себя с народом, вождем которого был. Если нынешние руководители церкви хотят быть руководителями-слугами, они должны отождествлять себя с теми, кем руководят.
Ставить интересы других на первое место
В-третьих, руководители церкви должны ставить благополучие членов церкви выше своего собственного. Не искать возможности угождать себе, но, подобно Христу, стараться угождать другим (Рим. 15:1-3): “Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию...”
Хорошим примером вождя является Моисей, который после совершения израильтянами в пустыне великого греха, когда Бог собирался уничтожить их, а от Моисея произвести многочисленный народ, заступился за них, умоляя Бога простить их: “О, народ сей сделал великий грех. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал” (Исх. 32:31, 32). Моисей не мог взять на себя их вину, и Бог сказал: “Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей” (Исх. 32:33). И тем не менее, Моисей показал, что благо тех, кого он вел, было важнее для него, чем личное благополучие (ср. Рим. 9:2, 3).
Решения руководителей-слуг основаны не на предпочтениях самих руководителей и не на том, что было бы лучше для них, но на том, что было бы хорошо для стада. Все, что они говорят, делают и решают, должно быть направлено на улучшение церкви. Например, если старейшины хотят начинать воскресное богослужение в десять часов утра, а почти для всех остальных членов церкви предпочтительное время - девять часов, то руководители-слуги ради блага церкви должны согласиться на девять часов, даже если сами они предпочитают другое время.
Служить, выкладываясь полностью
В-четвертых, работа руководителей церкви требует времени и усилий: это великий труд! Роль слуги заключается в том, что он трудится; точно так же должен трудиться и церковный руководитель-слуга. Павел сказал: “Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает” (1 Тим. 3:1). Павел не говорил, что старейшина желает “очень важного” поста, “великих почестей” или “значительной славы”. Быть старейшиной значит трудиться!
Фактически, если даже человек, назначенный старейшиной, стремился бы к славе и не имел ни малейшего желания служить церкви, он, вероятно, обнаружил бы, что роль руководителя неизбежно связана со служением. Он понял бы, что роль старейшины приносит мало славы и много работы (служения). А что касается “почестей”, то, скорее всего, он увидит, что, если церковь работает хорошо, то хвалят проповедника, если же работа поставлена плохо, то обвиняют в этом старейшин. Он обнаружит, что работа старейшины - это не купание в лучах славы, а многочасовые собрания, поздние бдения, физическая работа, частые столкновения с недовольными и разуверившимися членами церкви, явно безрезультатные посещения, забота о слабых и неверных и чувство разочарования и безысходности оттого, что люди не меняются. Руководство церковью требует служения!
Относиться к другим доброжелательно
В-пятых, руководители должны относиться к членам общины с добротой и мягкостью. Ни один руководитель не может одновременно служить людям и обращаться с ними властно, высокомерно и недоброжелательно. В этом отношении церковным руководителям не мешало бы усвоить урок, преподанный апостолом Павлом.
Павел был выдающимся руководителем общин Господней церкви и полагал, что имеет право давать им указания. А как он руководил ими? Командовал? Грубо к ним относился? Читая его послания, мы видим, что, как правило, его слова были мягкими и деликатными. Они всегда были направлены на благо тех, кому адресовались. Хороший портрет руководителя-слуги дан в 1 Фес. 2:5-12:
«...Никогда не было у нас... как вы знаете, …корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими; потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу».
Руководители-слуги относятся к другим людям мягко, “как кормилица нежно обходится с детьми своими”. Они отдают себя полностью работе, потому что те, кем они руководят, очень дороги им. В случае необходимости они работают день и ночь, выполняя свою миссию. Они поступают честно, праведно, безукоризненно, чем подают пример другим членам церкви. Они любят, как “отец детей своих”, тех, кем руководят. Цель истинных руководителей-слуг - помогать христианам вести жизнь, достойную Бога.
Руководить примером
В-шестых, от руководителей-слуг требуется, чтобы они руководили примером. Они не просто говорят другим, какой дорогой идти, они указывают им тот путь, каким шел Иисус, идя впереди них (см. 1 Пет. 5:3). Человека, который слишком хорош, чтобы пачкать свои руки уборкой помещения церкви, слишком “духовен”, чтобы мыть посуду после общего обеда, или слишком занят с “важными людьми”, чтобы уделить внимание нуждающимся, не следует просить служить старейшиной. Он - не руководитель-слуга.
Руководители церкви не должны просить членов церкви делать то, что сами не делают, не сделали или не хотят делать! Вряд ли солдаты пойдут за офицером, который говорит: “Атакуйте этот холм и захватите вражеское орудие! Я останусь на этом месте, здесь хороший обзор боевых действий”. Они, скорей, последуют за офицером, который говорит: “За мной! Мы захватим это орудие!” Народная мудрость гласит: “Тому не научишь, чего не знаешь; туда не приведешь, куда сам не идешь”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попытаемся сделать следующие выводы из сказанного:
Руководители-слуги в церкви
...стремятся служить, а не ждут, чтобы служили им;
...ищут возможности служить, а не известности, власти или славы;
...понимают, что, исполняя свою роль руководителей, они существуют для блага церкви, а не церковь существует для них;
...считают себя частью общины, а не стоящими над ней;
...заботятся о стаде больше, чем о себе;
...движимы любовью творить то, что идет на благо общины;
...готовы растрачивать себя - отдавать себя, жертвовать собой, даже своей жизнью, ради блага тех, кем руководят;
...осознают, что руководить – значит трудиться, и готовы тратить на это время и силы;
...доброжелательны с теми, кем руководят;
...руководят делом, или примером, а не словами; не просят членов церкви делать то, что сами не хотят делать.
Если руководители церкви будут исходить из того, что они руководят первосортными людьми, если они предоставят этим людям самую лучшую из всех возможных подготовку, обеспечат всем необходимым для служения, проявят заботу о членах церкви и их семьях и убедят христиан поверить в то дело, ради которого они трудятся, тогда община сделает все, что от нее требуется во имя Христа.