Когда я получала дополнительное образование в системе детского коучинга, нам рассказали, что дисциплина — проявление любви. Услышав такое, я зависла на некоторое время.
У меня, как, наверное, у многих, дисциплина не ассоциируется с любовью, скорее с режимом, принуждением, наказанием.
Но если рассмотреть термин «дисциплина», то это способность действовать согласно определенному порядку для достижения положительного результата. Не имеет ничего общего ни с наказанием, ни с поощрением.
Ключевые слова здесь «порядок» и «положительный результат», т.е. родители учат ребенка действовать в определенной последовательности для достижения им положительного результата. Разве они это делают не из любви к нему?
Под дисциплиной можно понимать и домашние обязанности, и режим дня, и семейные ритуалы, и учебу, и дополнительные занятия.
У ребенка должны быть обязанности. Это хорошо развивает ответственность. Это хорошо тренирует волю. Это очерчивает рамки. Это ставит границы. Основная проблема многих родителей в том, что обязанности ребенка не соответствуют его возрасту. Отсюда конфликты и недовольство с обеих сторон.
Требования могут быть непосильными для ребенка или родители, будучи сами перфекционистами, не дают ребенку право на ошибку. Если ребенок не получает одобрения своих усилий, если его работу постоянно критикуют, это демотивирует его и он начинает относиться к своим обязанностям спустя рукава. Вот и конфликт.
Может быть и обратная ситуация. Ребенок уже вырос, а его обязанности пока не успели. Они настолько незначительны, что ребенок не воспринимает их всерьез и попросту забывает о них.
Вот именно поэтому обязанности должны идти в ногу со временем и меняться вместе с ребенком. Сегодня ему будет интересно накрывать на стол, а через месяц он сам захочет готовить обед. Так и дайте ему эту возможность.
Есть обратная сторона дисциплины — это невыполнение своих обязанностей и негативные последствия этого. Не купил ребенок хлеб, вся семья голодная. Не почистил картошку, нет запеканки. Не сделал уроки, получил двойку.
Ребенок должен понимать последствия своих поступков и уметь отвечать за них.
Как-то во время каникул мой ребенок вел довольно праздный образ жизни. Дочка отдыхала, смотрела фильмы, общалась с друзьями и вроде как делала уроки. У нас с ней давно договоренность, что уроки, учеба —это ее ответственность, я к этому не имею никакого отношения. И вот завтра в школу, а она в 9 вечера вспоминает, что у нее не сделана геометрия. А с нашим учителем геометрии лучше в такие игры не играть, если ты не бессмертный))
Раньше я бы, наверное, начала читать нотации, а где ты раньше была и чем ты думала? В этот раз я просто ей напомнила, что это ее ответственность и она должна уметь отвечать за свои поступки. В конце концов двойка по геометрии стала бы отличным воспитательным средством.
Но ребенок сидел до последнего и сделал всю домашку, ведь это было так важно. Она слишком любит себя, чтобы получить нагоняй в первый день после каникул, она слишком любит родителей и своего педагога, чтобы расстраивать их.
Вот уж точно дисциплина. И конечно, это про любовь. Про любовь к себе и к другим.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»