На этой неделе нам попался на глаза отрывок из статьи «Мелкие спекулянты» в журнале The Spectator, Лондон от 29 ноября 1890 года, который даже спустя 130 лет на удивление точно описывает текущую ситуацию на мировых фондовых рынках. Вот этот отрывок:
"... Более того, также увеличивается количество мелких спекулянтов. Отчасти это является результатом падения процентных ставок, которые, в противном случае, склоняли бы людей избегать риска, необходимого для роста потенциальных доходов; отчасти - увеличения привычки делать ставки, которая распространяется на всё; и отчасти - вследствие распространения неких финансовых знаний, которые, как мы опасаемся, очень часто черпаются из источников не лучше финансовых газет, которые появляются и исчезают в Лондоне каждый день и часто не придерживаются даже элементарной честности, предлагая свои "мнения". Соблазн спекулировать сейчас, действительно, очень велик."
Позже мы прочитали статью полностью (доступна по подписке в архиве журнала)... и она просто великолепна. Поэтому мы перевели другой небольшой отрывок из нее и представляем его ниже. Прежде всего, нам нравится язык автора – очень точный и современный. Эту статью можно расхватывать на цитаты - самые интересные мы выделили в тексте.
Мелкие спекулянты
… Что за человек среди этих спекулянтов, который в целом преуспевает? Мы имеем в виду человека, который после десяти лет преданности делу станет известен исключительными результатами вложений? Это способный человек или только дерзкий? Или это человек, который полагается в основном на «знание», то есть либо на точное знание причин движения акций, либо на ту форму знания, которая на самом деле является не чем иным, как знание арифметики, например, умение рассчитать эффект от роста трафика или забастовки, или большой аварии на цену акций? Выигрывает хорошо информированный человек, расчетливый человек или смелый игрок?
Мы полагаем, что публика склоняется к последней точке зрения, которая, по нашему мнению, совершенно неверна, и так же ошибочна, как и суеверие, что смелый игрок - тот, кто добивается успеха. Он может добиться успеха, как все мы знаем, в результате одного движения цен в течение одного дня; но он почти наверняка погубит себя в конце и, более того, если он станет исключительно богатым, то погубит себя каким-нибудь скандальным или, во всяком случае, очень шумным способом. Соблазн легкий и большой: успех для такого человека слишком силен, и рано или поздно он сделает что-нибудь глупое.
На первый взгляд, человек широких знаний - это человек, который должен преуспеть в спекуляциях; но похоже, это не так. Либо он не знает некоторых необходимых деталей, либо он обычно не обращает внимания на «что-то третье» - что-то находящиеся вне пределов человеческого предвидения. Самый опытный шахматист быстро поставит вам мат, и все же, если люстра упадет на фигуры, он может никогда не выиграть эту партию.
Какой бы ни была причина, опытные брокеры считают, что хорошо информированный человек - тот, кому больше всего не повезло. На самом деле, они скорее не доверяют любым обширным знаниям, утверждая, используя своего рода эпиграмматический сленг, что «с хорошей информацией и дешевыми деньгами человек может обанкротиться за неделю».
Человек, который действительно выигрывает, - это арифметик, калькулятор, который накапливает точные необходимые знания - часто знания только о рынке, исключительные знания. Например, мы знали одного успешного железнодорожного спекулянта, который не знал, где находится его любимая железная дорога - но накопил столько знаний о ее акциях, что, в конце концов, обрел некую уверенность и осмелился пойти на то, что менее опытным людям казалось совершенно необоснованным.
Эта уверенность - результат расчетов, которая ни в коей мере не является дерзостью и которая приводит к успеху. Это не результат чего-то одержимого, это результат того, что что-то собрано и собрано, как правило, с большим трудом и напряжением.
Мы считаем, что без этого вряд ли кто-либо из постоянно успешных спекулянтов добился успеха. Если бы нас попросили дать совет неопытному человеку, то мы со всей серьезностью посоветовали бы ему усердно учиться, изучать что-то одно и никогда не рисковать, пока его цифры не внушат ему твердого убеждения в своей правоте. Некоторые «глупые» люди зарабатывают состояния именно потому, что у них хватает терпения. Они не глупы, но вместо того, чтобы бежать, они идут трудной поступью.
Конечно, есть одно редкое, но неоспоримое исключение из этого вывода. В спекуляциях, как и во всем остальном, гений добивается успеха сам по себе. Как есть прирожденные математики и прирожденные генералы, так есть люди, рожденные со способностью к спекуляциям. Они, кажется, не нуждаются в опыте и это неясное умственное уравнение, не интуиция, но что-то трудно отличимое от нее.
Такой человек может заниматься практически чем угодно в любое время и зарабатывать деньги, иногда при обстоятельствах, которые кажутся его соперникам или оппонентам совершенно необъяснимыми.
Однако спекулянт, который думает, что он обладает этим даром, в девяноста девяти случаях из ста является тщеславным ослом, и он не сколотит состояние или даже не заработает себе на жизнь больше, чем тысяча и один художник или поэт, которые воображают тоже самое. Никто не молчит так, как неудачливый спекулянт, и ничто не распространяется быстрее, чем новость о большой прибыли от удачного движения на фондовой бирже.
======
Читайте также:
Еще больше статей - в нашем канале в Telegram.