Найти в Дзене
Цех

10 книг от философа и историка идей Ивана Болдырева

Оглавление

В руб­ри­ке «По­лез­ное чте­ние» мы про­сим экс­пер­тов в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, дру­зей «Цеха» и из­вест­ных лю­дей рас­ска­зать нам о нон-фикшн кни­гах, ко­то­рые по­мог­ли им в ка­рье­ре, са­мо­раз­ви­тии и са­мо­об­ра­зо­ва­нии. В но­вой под­бор­ке сво­им спис­ком лю­би­мой и по­лез­ной ли­те­ра­ту­ры де­лит­ся философ, историк идей и переводчик Иван Болдырев. 

Фото: личный архив. Коллаж: Вика Шибаева
Фото: личный архив. Коллаж: Вика Шибаева

Этот кажущийся произвольным набор книг есть отражение моей умственной генеалогии — а значит, и моих читательских предпочтений. Вместе с тем все эти тексты кажутся мне чрезвычайно полезными для расширения чьих угодно горизонтов. Рекомендовать, вероятно, стоило бы те книги, читателям которых хочется позавидовать. Вот спи­сок, вы его ещё даже не про­чли, а я уже вам за­ви­дую.

«Любовь и математика. Сердце скрытой реальности», Эдуард Френкель

Сначала эта книга заинтересовала меня захватывающей личной историей. На излёте советского строя, при поступлении на механико-математический факультет МГУ, человек попадает под каток антисемитизма. Однако Френкель преодолевает все трудности и становится профессором в Беркли, пусть и не окончившим мехмат. На самом деле эта автобиография — еще и история любви к математике: индивидуальная жизнь в ней очень здорово соотнесена с наукой последних десятилетий. Автору удается такой fast forward: без существенных упрощений он аккуратно и честно воссоздает путь собственного интеллекта, начиная с простейших понятий, и заканчивая там, где обитает настоящая современная математика.

-2

«Эко номика решает: сила и слабость "мрачной науки"», Дэни Родрик

“Экономика решает” (в оригинале Eco­nom­ics Rules — что значит еще и “правила экономики”) — от­лич­ная и неболь­шая кни­га о сегодняшней эко­но­ми­че­ской на­у­ке. На эту тему есть и дру­гие тексты, тоже написанные экономистами — на­при­мер, богатая материалом «Ко­гда кон­чит­ся нефть и дру­гие уро­ки эко­но­ми­ки» Кон­стан­ти­на Со­ни­на и бли­ста­тель­но-иро­нич­ная Eco­nomic Fa­bles Ари­э­ля Ру­бин­штей­на. Книга Родрика несколько проще и прямолинейнее, но она написана понятно, занимательно, и в ней очень точ­но по­ка­за­но, на что спо­соб­на (и неспо­соб­на) ны­неш­няя эко­но­ми­че­ская тео­рия, а также, чем за­ни­ма­ют­ся эко­но­ми­сты и что ими дви­жет.

«Данте Алигьери», Александр Доброхотов 

Книга, ставшая для меня нечаянным открытием, — в одной из сносок я вдруг обнаружил тему, которой потом занимался примерно десять лет. Но интересен  текст Александра Доброхотова, конечно, совершенно другим – это прекрасное введение в эпоху Данте и умный, ин­те­рес­ный и лаконичный комментарий к «Божественной комедии». В таком разговоре есть место и метафизике, и деталям стиля, и общему портрету времени. Книга была впервые опубликована 30 лет назад, но едва ли сильно устарела. В ней различима совершенно завораживающая манера общения с историей культуры, которая так характерна для лекций Доброхотова, теперь уже хорошо и заслуженно известных.

-3

«Избранные статьи», Григорий Дашевский

Один из са­мых важ­ных по­этов кон­ца 1990-х и 2000-х, Гри­го­рий Да­шев­ский был и «ко­лум­ни­стом» — пи­сал о кни­гах, клас­си­че­ских и со­вре­мен­ных, но на самом деле обо всём на све­те. В сбор­ник, к со­жа­ле­нию, во­шли не все его тек­сты, но это дело бу­ду­ще­го. Неболь­шие эссе Да­шев­ско­го, очень яс­ные и вме­сте с тем об­на­ру­жи­ва­ю­щие огром­ный труд, за этой ясностью стоящий, как-то даже нелов­ко «про­сто» ре­ко­мен­до­вать. Мне ка­жет­ся, их чте­ние — а чи­та­ют­ся они на од­ном ды­ха­нии — со­вер­шен­но обя­за­тель­но и для по­ни­ма­ния на­шей эпо­хи, и для об­нов­ле­ния эти­че­ско­го зре­ния. Как буд­то в тем­ной ком­на­те вклю­ча­ют свет и все при­зра­ки ис­че­за­ют, но притом ста­но­вит­ся стыд­но за уви­ден­ное.

-4

An Engine, Not a Camera, Дональд Маккензи 

Выдающийся эдинбургский социолог науки и технологий Дональд Маккензи много лет занимался финансовыми рынками, но не только в смысле институтов или «акторов», действующих в этой среде. Маккензи параллельно исследовал знание — теоретические принципы науки о финансах. Он вы­яс­нил, что эта наука воз­ник­ла не толь­ко как от­вет на появление ди­на­мич­ного и непрестанно рас­ту­щего фи­нан­со­вого сек­тора, но и как важ­ней­ший фак­тор его раз­ви­тия. По­это­му, по­ми­мо ис­то­рии ста­нов­ле­ния аме­ри­кан­ско­го рын­ка цен­ных бу­маг, Мак­кен­зи со знанием дела пи­шет и ис­то­рию «пер­фор­ма­тив­но­сти» — спо­соб­но­сти на­у­ки воз­дей­ство­вать на объ­ект сво­е­го ис­сле­до­ва­ния.

«Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе», Эрих Ауэрбах

Классическая книжка в отличном переводе. Её предмет – большой текст западноевропейской литературы, но, как и любой классик, Ауэрбах выходит за его границы или переопределяет их. Несомненные достоинства «Мимесиса» — новаторский стиль — научная монография построена как серия историко-литературных case studies от Гомера до Вирджинии Вульф, внимание к деталям и редкая учёность автора. Особенно поучительно движение от незначительной мелочи литературного текста к большим темам культуры и истории.

«Искусство феноменологии», Анна Ямпольская

«Ис­кус­ство фе­но­ме­но­ло­гии» — от­нюдь не толь­ко пу­те­во­ди­тель по со­вре­мен­ным про­бле­мам этой фи­ло­соф­ской от­рас­ли. Речь и об осо­бой прак­ти­ке, по­сти­га­е­мой бла­го­да­ря ис­кус­ству (поэтому смысл у заглавия может быть и двойным) и эти­че­ско­му во­про­ша­нию. Они при­да­ют фи­ло­со­фии необ­хо­ди­мый объ­ём, со­от­но­сят её с са­мым глав­ным в опы­те на­шей жиз­ни. У та­ко­го под­хо­да дав­няя тра­ди­ция, но в «Ис­кус­стве фе­но­ме­но­ло­гии», где све­ду­щий и про­ни­ца­тель­ный раз­го­вор ве­дёт­ся с ав­то­ра­ми раз­ных эпох, по­ка­за­но, как ожи­вить фи­ло­со­фию се­го­дня и как най­ти язык, в котором можно воссоздать или переизобрести наш новый опыт. 

«Математика как метафора», Юрий Манин

Мне - извне - ка­жет­ся, что в математике нет ничего важнее метафор. Юрий Манин – известный математик и тонкий мыслитель – с этим тоже, быть может, согласился бы. Однако его книга не об этом, точнее, не только об этом. В ней собраны его размышления и исследования разных лет. Их главная особенность – ощущение (или предчувствие?) единства знания, вопреки немыслимой специализации и головокружительной сложности отдельных областей науки. Возникает это чувство в том числе из-за личности самого Манина, с удивительной легкостью и тактом проникающего всюду, где обнаруживаются соразмерные его выдающемуся уму вопросы.

Вся моя интеллектуальная жизнь была сформирована тем, что я условно стал называть Просвещенческим проектом. Его основная посылка состояла в вере, что человеческий разум имеет высшую ценность, а распространение науки и просвещения само по себе неизбежно приведет к тому, что лучшие, чем мы, люди, будут жить в лучшем, чем мы, обществе — Юрий Манин

«Работы о теории», Сергей Зенкин

Это, пожалуй, самая «научная» из всех десяти книг и собрана она из статей, предназначенных для коллег. Посвящены эти тексты не «теории» вообще, а тому, что среди гуманитариев называется theory – общей междисциплинарной рефлексии о культуре. Конечно, главная роль здесь отведена литературе и литературной критике. Но культура в целом, её интеллектуальный и чувственный универсум, никогда не выпадают из поля зрения автора. Добавьте сюда безупречную точность выражения, присущую Зенкину — человеку удивительной мыслительной дисциплины, — и вы поймете, почему эту книгу нужно прочитать не только специалистам-профессионалам, но и всем, кого волнует нетривиальное, рискованное, изощренное размышление.

«Об искусстве», Шарль Бодлер

Едва ли Бодлер нуждается в особой похвале или рекламе, это поэт великих прозрений и великого же стиля. Его эстетические эссе, собранные когда-то под одной обложкой и с тех советских пор, кажется, так и не переиздававшиеся, достойны не меньшего внимания, чем его поэзия. Бодлеру удались образцы не только новой словесной формы, но и критики. Главное для Бодлера-критика — проникновение в собственное время, обнаружение себя посреди своей исторической современности. Так что помимо блестящих характеристик отдельных художников, в особенности Энгра, Делакруа и Домье, здесь возникает новая историческая чувствительность, судьбоносная для следующего, но скорее всего — и для нынешнего века.

Все са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное со­би­ра­ем на стра­ни­цах «Цеха» в In­sta­gram и ВКон­так­те

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.