Германия, Excentric-Fi1m Zorn & Ti11er GmbH,1935 г, цв., 1935.
Продюсер: Карл Хартманн
Автор сценария: Вернер Йорг Людекке
Художники: Корзатц, Эрих Людке
Композитор: Джузеппе Бечче
Закадровый текст: Вольфганг Лангхофф.
В час, когда на землю и город опускается ночь, странные и наводящие ужас существа начинают блуждать повсюду, и каждый, кто недостаточно надежно защищен от их опасных забав, подвергается большому риску. Но уже с первыми лучами солнца, когда природа вновь начинает сверкать всеми красками утра во всем их великолепии, ночные гости исчезают, будто их и не было вовсе.
Посыл этого замечательного короткометражного мультфильма — сугубо прозаический: правильная эксплуатация зданий (в том числе и качественная покраска) может стать серьезной преградой стихийным бедствиям.
Созданный по заказу германского Reichsausschuss fur Sachwerteerhaltung (что приблизительно переводится как «Рейхскомитет по обеспечению сохранности материальных ценностей»), фильм поражает разнообразием задействованных в нем технических приемов и стилей. В его основе лежит рисованная анимация, но также есть сцены, в которых актеры, снятые силуэтами, изображают ночных призраков, а завершается картина цветным эпизодом, снятым по методу Gasparcolor (вся палитра этого процесса использована до предела). Все это сопровождается музыкой Джузеппе Бечче — известного кинокомпозитора, активно работавшего как в немом (он писал партитуры для сопровождения фильмов в кинозале), так и в звуковом кино.
По всей видимости, упомянутый выше «Рейхскомитет» в те годы сотрудничал с разными продюсерами для создания нескольких цветных короткометражек на тему предотвращения рискованных ситуаций в быту. В том же 1935 году он заключил контракт со студией Stoecker-Fi1m АG на производство фильма под названием «Как это меня касается»(«Was geht mich das an»), подробно рассказывающего об опасностях, которые представляет наземный транспорт, и о том, как можно избежать несчастных случаев на дорогах. В 1936 году студия Epoche Gasparcolor-Fi1m AG представила органам цензуры цветную версию этого фильма.
«Ночные призраки» претендуют на гораздо большее. Зритель, вероятно, заметит, что этот фильм напоминает «Ночь на Лысой горе» (Франция, 1933), экспериментальную анимационную картину Александра Алексеева и Клэр Паркер, снятую по методу «игольчатого экрана»: там тоже сюжет строится на появлении фантасмагорических духов, исчезающих с восходом солнца, правда, изображены они в гораздо более мрачных тонах. Авангардистский фильм Алексеева и Паркер был выпущен в прокат фирмой, находящейся в Гамбурге, и практически сразу его запретили к показу.
«Ночным призракам», картине более легковесной, повезло больше. Судя по дате выдачи цензурного разрешения — 18 апреля 1935 года — можно предположить, что премьера ее состоялась на Международном киноконгрессе в Берлине, проходившем с 25 апреля по 1 мая 1935 года. Конгресс имел большое значение для международного сотрудничества кинопродюсеров и киноархивов. В июле 1935 года фильм вышел на экраны Германии без какого-либо ограничения аудитории, но получил скудные отзывы в профессиональной прессе.
Если отвлечься от несколько примитивного сюжета, «Ночные призраки» представляют собой произведение крайне изобретательное, особенно на фоне разнообразных (и зачастую заурядных) анимационных немецких короткометражек 1930-х годов, и вполне могут считаться классикой.
(Моя благодарность д-ру Дирку Альту, Германия, предоставившему данные своих исследований.)
Александр Цоллер (перевод Марины Мнацакановой).
«Ночные призраки», пожалуй, самая примечательная находка в трофейном фонде цветных зарубежных фильмов Госфильмофонда. Собственно, цветность картины не была отмечена ни в картотеке, ни на коробке с фильмом. Любопытство исследователя могло разжечь лишь отсутствие точной атрибуции — условное название «Ночь над городом» нам ни о чем не говорило. Появившийся во второй части ролика цвет оказался полной неожиданностью. Но на сохранившемся нитропозитиве природа его была узнаваема. Эмульсия с обеих сторон пленки и интенсивно окрашенная (в данном случае в пурпурный цвет) звуковая дорожка указывали на применение метода «Гаспарколор». Гаспаровские цвета, сложные и насыщенные, идеальны для анимационных фильмов. Их использовали Оскар и Ханс Фишингеры, Лен Лай, Джордж Пал, Алексей Алексеев. Предельная условность художественного мира их лент далеко отстояла от поисков «естественного» цвета в игровом кино. С десяток, сохранившихся в Госфильмофонде нитропозитивов короткометражных лент, снятых по этому методу, справедливо было бы считать наиболее выразительными среди цветных зарубежных фильмов нашего фонда.
Я так подробно останавливаюсь на «Гаспарколоре» потому, что это был главный ключ к корректной атрибуции картины. Сохранившаяся у нас пленка попала к нам из эстонского проката (фильм предваряет титр на эстонском). Оригинальные титры отсутствовали, в том числе титр с логотипом «Гаспарколора». Финал — еще одна подсказка. Абстрактные цветные столбики и закручивающиеся спирали повторяют гаспарколоровские цветовые тесты Оскара Фишингера 1933-1934 годов. Несмотря на то, что составленная на сегодняшний день фильмография картин, сделанных по этому методу, не очень обширна и далека от полноты, киновед Петр Багров почти сразу высказал верное предположение. Оставалось его только доказать. В чем нам и помог наш коллега Александр Цоллер. Как уже было отмечено выше, сочетание всевозможных техник и стилей — отличительная особенность фильма. И, действительно, его эклектичность делает этот, по сути, непритязательный рекламный ролик барочной жемчужинкой нашей коллекции.
Алиса Насртдинова
Киновед, историк кино.
Статья была подготовлена специально к XXII фестивалю архивного кино «Белые Столбы— 2019». Больше материалов к фестивалю прошлого года можно увидеть по ссылке.
Архивные кадры к фильму ищите в нашем инстаграме:
https://www.instagram.com/gosfilmofond/