Найти тему
Госфильмофонд России

НОЧНЫЕ ПРИЗРАКИ

Германия, Excentric-Fi1m Zorn & Ti11er GmbH,1935 г, цв., 1935. 

Продюсер: Карл Хартманн 

Автор сценария: Вернер Йорг Людекке 

Художники: Корзатц, Эрих Людке 

Композитор: Джузеппе Бечче 

Закадровый текст: Вольфганг Лангхофф. 

В час, когда на землю и город опускается ночь, странные и наводящие ужас существа начинают блуждать повсюду, и каждый, кто недостаточно надежно защищен от их опасных забав, подвергается большому риску. Но уже с первыми лучами солнца, когда природа вновь начинает сверкать всеми красками утра во всем их великолепии, ночные гости исчезают, будто их и не было вовсе. 

Посыл этого замечательного короткометражного мультфильма — сугубо прозаический: правильная эксплуатация зданий (в том числе и качественная покраска) может стать серьезной преградой стихийным бедствиям.

-2

Созданный по заказу германского Reichsausschuss fur Sachwerteerhaltung (что приблизительно переводится как «Рейхскомитет по обеспечению сохранности материальных ценностей»), фильм поражает разнообразием задействованных в нем технических приемов и стилей. В его основе лежит рисованная анимация, но также есть сцены, в которых актеры, снятые силуэтами, изображают ночных призраков, а завершается картина цветным эпизодом, снятым по методу Gasparcolor (вся палитра этого процесса использована до предела). Все это сопровождается музыкой Джузеппе Бечче — известного кинокомпозитора, активно работавшего как в немом (он писал партитуры для сопровождения фильмов в кинозале), так и в звуковом кино. 

По всей видимости, упомянутый выше «Рейхскомитет» в те годы сотрудничал с разными продюсерами для создания нескольких цветных короткометражек на тему предотвращения рискованных ситуаций в быту. В том же 1935 году он заключил контракт со студией Stoecker-Fi1m АG на производство фильма под названием «Как это меня касается»(«Was geht mich das an»), подробно рассказывающего об опасностях, которые представляет наземный транспорт, и о том, как можно избежать несчастных случаев на дорогах. В 1936 году студия Epoche Gasparcolor-Fi1m AG представила органам цензуры цветную версию этого фильма. 

-3

«Ночные призраки» претендуют на гораздо большее. Зритель, вероятно, заметит, что этот фильм напоминает «Ночь на Лысой горе» (Франция, 1933), экспериментальную анимационную картину Александра Алексеева и Клэр Паркер, снятую по методу «игольчатого экрана»: там тоже сюжет строится на появлении фантасмагорических духов, исчезающих с восходом солнца, правда, изображены они в гораздо более мрачных тонах. Авангардистский фильм Алексеева и Паркер был выпущен в прокат фирмой, находящейся в Гамбурге, и практически сразу его запретили к показу.

«Ночным призракам», картине более легковесной, повезло больше. Судя по дате выдачи цензурного разрешения — 18 апреля 1935 года — можно предположить, что премьера ее состоялась на Международном киноконгрессе в Берлине, проходившем с 25 апреля по 1 мая 1935 года. Конгресс имел большое значение для международного сотрудничества кинопродюсеров и киноархивов. В июле 1935 года фильм вышел на экраны Германии без какого-либо ограничения аудитории, но получил скудные отзывы в профессиональной прессе. 

Если отвлечься от несколько примитивного сюжета, «Ночные призраки» представляют собой произведение крайне изобретательное, особенно на фоне разнообразных (и зачастую заурядных) анимационных немецких короткометражек 1930-х годов, и вполне могут считаться классикой. 

(Моя благодарность д-ру Дирку Альту, Германия, предоставившему данные своих исследований.) 

Александр Цоллер (перевод Марины Мнацакановой). 

-4

«Ночные призраки», пожалуй, самая примечательная находка в трофейном фонде цветных зарубежных фильмов Госфильмофонда. Собственно, цветность картины не была отмечена ни в картотеке, ни на коробке с фильмом. Любопытство исследователя могло разжечь лишь отсутствие точной атрибуции — условное название «Ночь над городом» нам ни о чем не говорило. Появившийся во второй части ролика цвет оказался полной неожиданностью. Но на сохранившемся нитропозитиве природа его была узнаваема. Эмульсия с обеих сторон пленки и интенсивно окрашенная (в данном случае в пурпурный цвет) звуковая дорожка указывали на применение метода «Гаспарколор». Гаспаровские цвета, сложные и насыщенные, идеальны для анимационных фильмов. Их использовали Оскар и Ханс Фишингеры, Лен Лай, Джордж Пал, Алексей Алексеев. Предельная условность художественного мира их лент далеко отстояла от поисков «естественного» цвета в игровом кино. С десяток, сохранившихся в Госфильмофонде нитропозитивов короткометражных лент, снятых по этому методу, справедливо было бы считать наиболее выразительными среди цветных зарубежных фильмов нашего фонда. 

Я так подробно останавливаюсь на «Гаспарколоре» потому, что это был главный ключ к корректной атрибуции картины. Сохранившаяся у нас пленка попала к нам из эстонского проката (фильм предваряет титр на эстонском). Оригинальные титры отсутствовали, в том числе титр с логотипом «Гаспарколора». Финал — еще одна подсказка. Абстрактные цветные столбики и закручивающиеся спирали повторяют гаспарколоровские цветовые тесты Оскара Фишингера 1933-1934 годов. Несмотря на то, что составленная на сегодняшний день фильмография картин, сделанных по этому методу, не очень обширна и далека от полноты, киновед Петр Багров почти сразу высказал верное предположение. Оставалось его только доказать. В чем нам и помог наш коллега Александр Цоллер. Как уже было отмечено выше, сочетание всевозможных техник и стилей — отличительная особенность фильма. И, действительно, его эклектичность делает этот, по сути, непритязательный рекламный ролик барочной жемчужинкой нашей коллекции. 

Алиса Насртдинова

Киновед, историк кино.

Статья была подготовлена специально к XXII фестивалю архивного кино «Белые Столбы— 2019». Больше материалов к фестивалю прошлого года можно увидеть по ссылке.
Архивные кадры к фильму ищите в нашем инстаграме:
https://www.instagram.com/gosfilmofond/