Давайте посмотрим на карту Дании до 1920 года и после 1920 года:
Мы видим, Дания заметно "приросла " со стороны Германии. Как же удалось маленькой Дании оттяпать часть территории у большого воинственного соседа?
История эта началась в далёком 1864 году, когда Дания в результате войны потеряла свои южные территории и сжалась до минимальных размеров. Об этих событиях я написала здесь.
Тогда герцогства Шлезвиг и Гольштейн отошли к Германии, и все жители стали германскими подданными. Однако не все были этим довольны. На севере Шлезвига, то есть ближе к датской границе, большинство населения были датско-говорящими, то есть этническими датчанами. Сами датчане употребляют словосочетание "датские по духу" , потому что для них не только язык определяет принадлежность к определённой этнической общности, но и общая культура.
Сначала датчане верили, что через некоторое время они снова перейдут под покровительство датской короны, потому что в тексте мирного договора под названием Пражский мир 1866, был параграф 5, который гласил:
Австрия передает герцогства Шлезвиг и Гольштейн во владение Пруссии, с условием, что северные территории герцогства Шлезвиг могут перейти Дании, если население за это проголосует.
То есть у датчан из Шлезвига оставалась надежда на воссоединение с Данией путём свободного голосования.
Но новорождённое немецкое государство не спешило разбрасываться территориями. Оно постепенно начало изводить "датский дух" из населения северного Шлезвига.
Сначала запретили датский флаг. Его нельзя было вывешивать официально. Но "датские по духу" развили интересную культуру - они начали украшать свои дома в цвета датского флага, ведь сочетание белого и красного - это еще и красиво. Так появилась посуда, мебель, диванные подушки, рождественские украшения, и даже торты с датскими флажками. Ведь клубнику на сливках вполне можно выложить в виде датского флага!
Затем немцы начали выдавливать датский язык из обращения. Сначала датско-говорящие чиновники, пасторы и учителя были заменены на немецко-говорящих. Школы были переведены на немецкий язык обучения. (Вам это ничего не напоминает?)
Наконец, в 1889 детям было запрещено говорить на датском языке даже на переменах. Немецкие чиновники рассудили здраво - если дети не будут говорить по-датски, то через поколение всё население станет коренными немцами, что и требовалось немецкому государству, которое постепенно из Пруссии переименовалось в Германию. Немцы дошли до того, что под различными предлогами стали изымать детей из датско-говорящих семей и отдавать их на воспитание немцам.
В 1896 у бедной вдовы Katrine Marie Nielsen из местечка Nordborg были отобраны 10 детей и помещены в семью немецкого трубочиста в том же городе. Причиной было то, что она была признана слишком "датской по духу" ,потому она похлопотала о том, чтобы её старший сын получил место ученика в редакции газеты, издающейся на датском языке.(источник)
Для многих крестьян переход на немецкий обозначал, что они плохо понимали распоряжения чиновников о налогах, и им приходилось платить штрафы за различные нарушения.
Датских юношей стали призывать в прусскую армию. Многие из них не хотели служить Пруссии, и поэтому уезжали в Данию, принимая датское подданство.
Они могли вернуться назад, но на правах иностранцев, то есть их могли вышвырнуть обратно в любое время.
Молодые мужчины иногда возвращались, чтобы наследовать родительские фермы и землю. Ведь большинство датчан на этой территории были крестьянами, они не могли просто переехать в другую страну без своей земли.
Вернувшиеся из Дании привозили с собой датскую культуру, характерной чертой которой являются хоровое пение. Можно было бы назвать это "застольные песни", но нет, датчане поют вместе даже на официальных мероприятиях просто чтобы почувствовать себя частью общества, в котором находятся в данный момент. Хоровое пение сближает, придает событию значимости.
Эта традиция сохранилась в Дании до сих пор - например, на выпускном в школе обязательно поётся общая песня патриотического содержания, но лирическая, не боевая. В некоторых школах с общей песни иногда начинается день.
Но чем больше давили немцы, тем сильнее сопротивлялись "датские по духу" жители северного Шлезвига. Они собирались вместе частным образом и пели датские песни, изучали датскую историю и датский язык.
И вот нашелся, наконец, один человек, который решил вести борьбу за присоединение к Дании законным путем. Ведь немцы, не смотря ни на что, законы уважают беспрекословно.
Его звали Ханс Петер Хансен. Он пошёл наперекор консервативным датским политикам в Шлезвиге, которые ратовали за то, чтобы "датские по духу" уезжали в Данию, дабы не служить в армии Пруссии, а затем Германии. Наоборот, в 17 лет Ханс Петер принял решение о том, что он останется на родине, а значит, будет призван в армию.
История эта довольно загадочная. У будущего политика вдруг стала развиваться странная болезнь - у него выпали все волосы, и он даже ходил в парике. К военной службе его признали негодным, так что в армии он не служил, а волосы впоследствии выросли.
Х.П.Хансен считал, что чем больше датско-говорящих останется на родине в северном Шлезвиге, тем легче будет бороться за свои права. Ведь датско-говорящие с датским паспортом не имели права участвовать в выборах, а с немецким паспортом - имели.
Поэтому девизом этого политика стало выражение:
Тот, кто выполняет свои обязанности, может требовать свои права.
Это правило дорого обошлось датскому населению Шлезвига в годы первой мировой войны, когда призванные в германскую армию датско-говорящие граждане Германии потеряли больше 6000 солдат.
Сначала у Х.П.Хансена было много противников даже среди датчан, но он был упорным. Он продал ферму, унаследованную от отца и приобрел издательство, в котором стал выпускать газету на датском языке.
Он открыто призывал использовать параграф 5 для голосования. Всё это не нравилось немецким властям, но они ничего не могли сделать, ведь в Германии была демократия и свобода слова. Перед выборами в парламент немецкие власти стали высылать датчан без немецкого гражданства из страны. И "датские по духу" стали получать немецкое гражданство и начали служить в немецкой армии.
Х.П.Хансен был выбран в немецкий парламент. У датско-говорящих подданных Германии появился свой голос в правительстве.
Первая мировая война приостановила борьбу за воссоединение, но в конечном счете именно она помогла жителям Шлезвига (тем, кто выжил) вернуться в лоно матери-Дании.
Когда в 1918 году стало понятно, что Германия войну проиграла, Х.П.Хансен понял, что настал его звёздный час! Он наладил связи с правительством Дании, выступил с речью в немецком рейхстаге, в которой потребовал, наконец, выполнения параграфа 5 о проведении голосования, и разработал схему голосования, по которой Шлезвиг был разделен на две зоны: северную, где в основном проживали датско-говорящие и южную, где проживали немецко-говорящие.
Германия была повержена, и все окружающие страны старались урвать свой кусочек пирога, поэтому требование Датского королевства о проведении голосования в провинции Шлезвиг было удовлетворено на конференции стран Антанты в Версале в 1919 году во время подписания Версальского договора.
Долго тянуть не стали, голосование состоялось 10 февраля в зоне 1 и 14 марта в зоне 2. Голосовать могли не только жители Шлезвига, но и все, кто родился на этой территории, поэтому в это время в сторону Шлезвига как со стороны Дании, так и со стороны Германии шли поезда и корабли, заполненные народом.
Вся Дания была взволнована, еще бы, возможность вернуть территории!
На карте красным цветом выделены округа, в которых население голосовало за Данию, а синим - за Германию. Результаты голосования были такие:
Таким образом, вся зона 1 переходила к Дании, а вся зона 2 оставалась в Германии. Границу перенесли к югу, и Дания приросла Крымом Южной Ютландией.
И вот уже 10 июля 1920 года король Дании Кристиан 10 пересекает старую границу на белом коне, как и подобает королю!
Казалось бы, Х.П.Хансен должен был стать национальным героем! Но ему даже не нашлось места на праздновании воссоединения. А все потому, что особо националистически настроенные датчане, не могли ему простить потерю большого города Фленсбург, который по результатам голосования отошел к Германии, и там осталось довольно много "датских по духу". При этом они забывают, что если бы голосование проводилось без деления на зоны, то вполне возможно, что вся провинция Шлезвиг досталась бы Германии, потому что практически все большие города - Обенро, Сённеборг, Фленсбург, Тёндер - согласно карте проголосовали за Германию.
Мне же кажется, что Х.П.Хансен поступил мудро и практично: он хотел, чтобы территории, населённые этническими датчанами, отошли к Дании, а территории, населённые этническими немцами - к Германии. Потому что это справедливо и позволяет избежать множества проблем, таких, как обучение на родном языке.
После голосования страны договорились о правах национальных меньшинств - датчан на территории Германии и немцев на территории Дании. У них есть собственные представители в парламентах обоих государств, возможность учиться на родном языке, преимущества при поступлении в университеты страны родного языка.
Вот таким образом Дания заполучила часть своей территории назад.
А вам как кажется, похожа эта история на историю с Крымом или нет?