Муром, славится как богатырем Ильей Муромцем, так и легендой о Петре и Февронии. Петр и Феврония причислены к лику святых и почитаются как хранители семейного очага. Однако, если присмотреться к легенде внимательнее, можно увидеть совсем иную историю, явно выпадающую за благопристойный фасад легенды. Сомнения в ее христианских истоках начинаются с тыльной стороны памятника, где прячется сияющий от потертостей зайчик. Натирают его все - от молодоженов до туристов.
Сама легенда возникла еще во времена Ивана Грозного, который останавливался в Муроме во время похода на Казань. К слову, в том месте где был шатер Грозного, построена уникальная шатровая церковь Косьмы и Дамиана. Говорят, что царь пообещал построить ее в случае взятия Казани. Также Грозный побывав в Муроме, лично поклонился «сродникам своим» по линии потомков Ярослава Мудрого, приказал возвести в ранг Святых Петра и Февронию, к чему и была написана легенда, по всей видимости включавшая местные предания. Справедливости ради надо отметить, что князь Пётр в летописных источниках не упоминается, остается гадать кто они были на самом деле.
Легенда о Петре начинается с некоего "блудного змея", который стал посещать жену его брата. Петр решается убить змея, но враг обрызгал князя-победителя своей ядовитой кровью, так что тело Петра покрылось струпьями и язвами. Немного странно, правда? Есть такая болезнь, которая в старину называлась русаличьей - ихтиоз, когда тело покрывается мелкими чешуйками, как у рыбы. А может это венерическое, тем более сама легенда начинается с некоего змея-искусителя? Ну да ладно. Далее каким-то непонятным образом находится девушка Феврония, которая заявляет, что знает метод лечения. Но за лечение она требует от князя жениться на ней. Немного не соответствует понятию о счастливой любви, тем более что князь после лечения сбегает от "невесты". Но вернувшаяся болезнь заставляет его сдержать свое слово. Уж не стал ли князь тем самым ручным зайцем, о котором говорится в легенде?
У Февронии был ручной заяц, что часто отражается в иконах. Когда к ней, в крестьянский дом в селе Ласково близ Рязани, впервые приехали гонцы князя, они увидели такое зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы - для зайца.
Считается, что скончались Петр и Феврония в один день и час, 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года, каждый в своей келье. В славянском календаре это день первого покоса. Считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. Поэтому этот день называют Феврония Русальница.
Вернемся к зайцу. Изображения зайца находят еще во времена поздякоской культуры с середины второго тысячелетия по начало первого тысячелетия до нашей эры в бассейнах рек Оки (Муром стоит на Оке) и Клязьмы. По всей видимости, его образ использовался в свадебных обрядах, при этом заяц всегда олицетворял мужчину.
Любовно-брачная символика зайца ярко проявляется в славянском фольклоре. В свадебных величальных песнях жениха называют «заюшка беленький, горностаюшка резвенький». У русских Прикамья наряжались зайчиками на второй день свадьбы. В хороводных играх центральных губерний России «заинька» — жених, выбирающий себе невесту. Он становится в круг, и его просят поплясать, поскакать, свить венок, поцеловать девушку. Образ венка и мотив поцелуя связаны с темой брака. В белорусской детской припевке старой бабе советуют выйти замуж за зайца. Мотив женитьбы зайца на кунице, на сове, на лисице отражен в белорусских и украинских сказках и шуточных песнях. Свадьбу предвещает русская подблюдная песня о зайце, попавшем в ловушку, что символизирует потерю холостяцкой свободы. С зайцем как олицетворением плодоносящего начала связан и так называемый пасхальный заяц.
Ну и напоследок пару анекдотов из современного фольклора, отражающих характер зайца.
1. Решили звери субботник в лесу провести. Собрались все утречком, а зайца нет. Подождали-подождали — не приходит заяц, ну и пошли без него на работу. Идут, смотрят: сидит косой на пеньке. Звери ему: «Заяц, пошли на субботник». — «Не могу», — отвечает тот. «Почему?» — «У меня сегодня половой акт». — «Хм... ну раз такое дело, то ладно — оставайся». Весь день звери работали как проклятые. Вечером возвращаются усталые, опять зайца на пеньке видят. Ну, все к нему с интересом: «Ну как, заяц, половой акт состоялся?» — «Состоялся». У зверей еще большее любопытство: «С кем?» — «С вами и с вашим субботником».
2. Сидит волк, злой, с похмелья, а мимо бежит заяц, веселый, песенку поет, пивко из бутылки попивает. Волк говорит: «Заяц, как тебе удается всегда деньги на пиво у жены добывать, моя мне никогда не дает!» Заяц говорит: «Да ты просто подхода к женщинам не знаешь. Ты подойди к ней сзади, обними, поцелуй, а уж потом проси деньги». Волк приходит домой, подходит к волчихе сзади, обнимает, целует... Она ему и говорит: «Ну что, заяц, опять деньги на пиво кончились?»
Читайте также:
- Горшок — образ первопредка у славян >
- Образ Ящера в древней Руси >