Рынок
В самом начале стоит посмотреть, как менялись продажи автомобилей в развитых и развивающихся странах. Прикрепляю ссылку на таблицу с продажами автомобилей с сайта oica.net.
На листе темпы прироста продаж, в столбце Q рассчитаны средние темпы прироста продаж автомобилей за последние 15 лет во всех странах мира.
В странах Америки и Европы темпы прироста за последние пятнадцать лет были равны нулю. Наиболее растущими рынками являются азиатский регион, страны Африки, Латинская Америка.
По данным статьи на сайте counterpointresearh.com продажи в 2020 году сократятся под влиянием пандемии во всем мире на двадцать процентов.
Конечно, деловая активность начинает плавно восстанавливаться, но до докризисных уровней по-прежнему далеко.
Рассмотрим показатели безработицы в странах мира, так как спрос и производство автомобилей напрямую зависит от того, способны ли люди на них зарабатывать.
На данный момент безработица с США и Европе находится на уровне кризиса 2008 года, непосредственно это и окажет влияние на ранее озвученный прогноз о снижении продаж автомобилей в 2020 году.
После 2008 года продажи автомобилей в Америке вернулись к докризисным значениям в 2012 году, в Европе лишь к 2017. Следовательно, при выходе из текущего кризиса не стоит ожидать скорейшего восстановления продаж.
Компания Tesla
Всем известная компания основана в 2003 году, занимается производством электромобилей, думаю подробный рассказ будет излишним, так как производитель на слуху практически у каждого.
Цена на акции компании взлетела в этом году, хотелось бы разобраться какие ожидания заложены в эту цену, на какие рынки ориентирована компания и какие финансовые результаты компания представила за первую половину 2020 года.
- Операционные и финансовые показатели
По данным презентации компании за второй квартал производство автомобилей сократилось в сравнении с первым кварталом на двадцать процентов, а продажи увеличились на три процента. Отдельно Tesla отмечает, что является единственной компанией, сумевшей в условиях пандемии увеличить продажи, а не сократить их.
На мой взгляд, данное сравнение является странным, так как Tesla и представленные на диаграмме компании находятся на разных стадиях роста, чтобы сопоставлять результаты первого полугодия 2019 и 2020 года.
Накопленным итогом за последние двенадцать месяцев количество проданных автомобилей составило 400 тысяч, а также впервые за долгое время компания показала чистую прибыль и стабильный положительный операционный денежный поток.
Делим 400 тысяч проданных автомобилей компанией Tesla на 70 миллионов проданных пассажирских автомобилей в мире и получаем долю в мировом рынке компании Tesla 0,57 процента. Немного странное значение для автопроизводителя с самой большой капитализацией в мире. Мы вернемся к данному параметру при рассмотрении компаний Ford и General Motors.
Посмотрим, как распределены продажи автомобилей Tesla по регионам.
Большая доля приходится на США и с 2018 по 2019 год продажи в данном регионе увеличились не сильно. Основной прирост был за счет Европы и Китая. Экономика Европы на данный момент испытывает трудности да и продажи автомобилей за последние пятнадцать лет находятся на одном уровне. Экономика Китая не сильно пострадала от пандемии, но компании придется конкурировать с большим количеством местных производителей, продажи которых были существенными даже на конец 2018 года.
Кроме того, китайские электромобили намного доступнее для жителей в сравнении с Tesla. Для справочной информации прикрепляю диаграмму со средними зарплатами в городах Китая.
Можно сопоставить цены на автомобили в прикрепленной ссылке на статью о китайских производителях и средние зарплаты, оценить насколько возможно широкое распространение моделей Tesla с текущими ценами моделей на китайском рынке. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем перейти к оценке стоимости компании.
- Оценка стоимости компании
Что уж говорить, все знают, что Tesla стоит баснословно дорого относительно своих текущих результатов.
Открываем finviz и видим, что в стагнирующем секторе компания оценена даже по годовому обороту намного дороже конкурентов, не говоря уже о чистой прибыли. При этом темп прироста прибыли на акцию компании за последние 5 лет - отрицательный, в отличии от производителей аналогов.
Не сложно посчитать, во сколько раз нужно увеличить выручку компании при текущей цене акции, чтобы получить значение мультипликатора P/S, как у компании Toyota - в пятнадцать раз. Возможно, компании удастся это сделать, и она займет 8,5 процентов мирового рынка, но я уверен, ждать этого придется очень долго, тем более достигнув такого значения компания приблизится к мультипликаторам, которые есть сейчас у конкурентов.
Лично я не буду покупать акции компании по текущим ценам, заложены слишком большие ожидания рынка.
Компания Ford
Компания была основана всем известным изобретателем Генри Фордом, история компании довольно распростронена. В компанию входят марки Форд, а также автомобили класса люкс - Линкольн.
- Операционные и финансовые показатели
В первую половину 2020 года продажи компании Ford сократились на 36 процентов, снизившись на 38 процентов в Северной Америке и на 40 процентов в Европе.
На конец 2019 года компания занимала шесть процентов от мирового рынка проданных автомобилей, что в десять раз больше, чем у Теслы, при этом капитализация Ford на данный момент в десять раз меньше, чем у Теслы. Абсолютный парадокс.
Обратимся к отчетности компании за второй квартал и проанализируем финансовое состояние.
Как мы уже могли понять по количеству проданных автомобилей в первом полугодии 2020 года - выручка компании снизилась на 32 процента в сравнении с 2019 годом. В итоге, имеем полугодовой убыток в размере 876 миллионов долларов.
С точки зрения финансовой устойчивости компания не вызывает больших надежд: доля обязательств в активах составляет 88 процентов.
На мой взгляд, для компании небанковского сектора это многовато, с учетом текущей кризисной ситуации.
Оценку стоимости акций производить не имеет смысла, компания не проходит в портфель из-за высокой долговой нагрузки, снижения спроса на автомобили и полугодового убытка.
Компания General Motors
В состав данного автопроизводителя входят марки: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC.
- Операционные и финансовые показатели
В 2020 году продажи автомобилей General Motors снизились на 23 процента в каждом из регионов присутствия компании.
Возвращаясь к доле рынка, можно сказать, что на конец 2019 года General Motors занимал восемь процентов, в основном продавая автомобили в Северной и Южной Америке, странах Азии.
Как и у компании Ford выручка General Motors снизилась в первом полугодии на 30 процентов, полугодовой убыток составил 464 миллиона долларов.
Ситуация с долговой нагрузкой также схожа с Ford. Доля обязательств в активах компании составляет 82 процента, то есть уровень долга в четыре раза превышает уровень собственных средств в компании.
Как и Ford сравнивать компанию по мультипликаторам с конкурентами не имеет смысла, на данный момент бизнес убыточен, спрос на автомобили снижается, а компании необходимо будет расплачиваться по обязательствам.
ИСТОЧНИКИ:
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ!
Поддержать проект: https://www.tinkoff.ru/sl/2iE4V98fYTL