А действительно. Вот открой карту России, ткни в любой город – и наверняка там найдется что-нибудь от Чернышевского. Это который "Что делать?" написал.
В Питере это аж вообще зашкаливает. Там тебе и площадь Чернышевского, и проспект Чернышевского, и станция метро – тоже Чернышевская. Еще и памятник Чернышевскому. Прям мальчиш-кибальчиш какой-то. Кстати, тут реальная параллель просматривается - с кого Арканя Гайдар (=Лия Лазаревна Соломянская) этого персонажа срисовывал. Про это будет отдельная статья.
Ну ладно - Питер. Там столько улиц, что никаких известных деятелей для их названий не напасешься - приходится гребсти кого угодно. Как корюшку. Но а как насчет небольших городов? Я тут специально покопался по Яндекс-картам, так вот полюбуйтесь:
Город Уяр Красноярского края (наверное, там хорошие люди живут, именно они придумали глагол "уярить") – улица Чернышевского. Что самое интересное, она там пересекается с улицей Толстого. А Толстой Чернышевского за литератора вообще не признавал. На месте Льва Николаича, я бы на такое соседство обиделся.
А вот еще. Город Вяземский, Хабаровский край:
Переулок Чернышевского. Причем опять же заметьте – он и здесь пересекается с улицей Толстого. Им там че, генплан один и тот же архитектор рисовал?
Здесь, конечно можно возразить – это все города восточной части России (Сибирь, Дальний Восток), а Чернышевский в тех краях как раз и сидел. Не конкретно в этих городах, но плюс-минус два лаптя по карте. Поэтому в честь его и назвали. НО: в тех краях много кто сидел – причем покруче Николай Гаврилыча. Что, никого достойней не нашли?
Или вот опять же город Сольцы Новгородской области. Там тоже есть улица Чернышевского. При том, что он там не жил, не работал и даже не сидел. Откуда тогда?
Может быть, здесь имеются в виду выдающиеся заслуги Чернышевского? Но какие? Как литератор он был никто и звать никак. Один нечитабельный романчик "Что делать?" - это не литература.
/Более того, я, если бы был цензором в те времена, тоже бы этот роман задробил. Там один Рахметов, спавший на гвоздях ради блага народа, чего стоил. Этот придурок даже не понимал, что тех гвоздей, которые он себе в постель положил, - их бы тогда хватило на постройку типового крестьянского дома. И еще бы на баню осталось... И вот этот автор еще как-то рассуждал об экономике и благе народа.../
Как редактор журнала Чернышевский был еще более никто и еще более никак. Потому как редактор, руководитель издания, должен поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. А не ср@ться с коллегами, чтоб от тебя весь ключевой персонал ушел. Особенно если тебе им платить нечем, а они работали из любви к искусству - хотя в других конторах их бы с руками оторвали. За совсем другие деньги.
Как общественный деятель и революционер? – Но так там такая же картина. Революционные воззрения Чернышевского – это классическое пособие, как запороть революционное дело.
Как философ? – Да таких философов в те времена было пучок за пятачок. На каждой кухне по пухне. Там тараканов столько не водилось, сколько таких философов.
В действительности, все дело проще. В обилии Чернышевских на картах России Николай Гаврилыч не виноват. От слова "совсем". Просто здесь сработал основополагающий принцип нашего чиновничества (имперского, советского, российского – в общем, отечественного): подхалимаж, чтоб с должности не поперли.
Недавним примером такого подхалимажа служит инициатива Медведева насчет бадминтона. Он как-то бякнул на камеру, мол, хорошо бы, чтобы все играли в бадминтон – ну, чисто в умозрительном порядке. А все чиновники тут же задрали штаны и побежали в спортмагазины за бадминтонным инвентарем. Как за теннисным при Ельцине.
И то же самое было в советское время. Дело в том, что В.И. Ленин – основатель и краеугольник марксизма-ленинизма – очень любил творчество Чернышевского. Уж не знаю за что. И в СССР считалось, что ты не можешь быть верным ленинцем, если ты не чтишь Чернышевского. На бытовом уровне на это всем было начхать, но на уровне горкома или обкома – уже нет. И это надо было как-то демонстрировать. Иначе можно было и должности лишиться.
А то могло ведь получиться и еще хуже:
- Что это у тебя в городе, а? – Где памятник Ленину? Где улица Чернышевского? А Некрасова где (Ленин этого попсовика тоже очень любил)? Уж не шпиён ли ты часом? Не троцкист ли? Или, не дай бог, ты дома под одеялом на собрание сочинений самого Ильича ревизируешь? А ну-ка марш на расстрел за недостаточную приверженность ленинизьме!
Вот отсюда и расползлись Чернышевские по картам России-матушки. Мнения народа, как обычно, никто не спрашивал. Впрочем, истинным ленинцам это тоже не особо помогло - многих все равно расстреляли.