Найти тему
Сова-Психолог

Хочется – перехочется! 5 хороших способов работы с запретами

Оглавление

С детства ребенок только и слышит: нельзя, не трогай, отойди.

В принципе, родители правы – они так воспитывают детей.

Социализация – процесс, призванный "заточить" нас под жизнь в социуме. Не пукать в лифте, иметь пристойный вид, прилично себя вести.

Но попутно, как это водится, вместе с водой выплескивают и ребенка.

Что делать, если вам, как и мне, очень много запрещали?

Как "выкуклиться" из того кокона запретов, в который вас укутали заботливые родители?

Я расскажу про 5 неплохих способов работы с внутренними запретами.

1. А другие?

Если вы видели только одну модель действий, вы не выбираете. Вы слепо следуете готовой инструкции.
Если вы видели только одну модель действий, вы не выбираете. Вы слепо следуете готовой инструкции.

Внутри семьи, как правило, запрет распространяется на всех. Или почти на всех.

В нашей семье было – мы все не пьем даже пивасик, потому что папа – алкоголик.

  • ❗ Чтобы расквитаться с запретом, важно посмотреть, а как действуют другие.

Узнайте, как они укладывают "запретные" действия в свою модель.

Три примера запретов:

  • Нельзя обниматься на людях.
  • Не смей носить мятую одежду.
  • Любовь должна быть одна и на всю жизнь!

2. Кто сказал?

А вы точно помните, кто вам сказал, что это – нельзя?
А вы точно помните, кто вам сказал, что это – нельзя?

Очень полезно понять, кто вам передал этот запрет.

По сути запрет – это такое убеждение.

А у каждого убеждения есть фамилия, имя и отчество:)

❗ Если вы поймете, кто вам транслировал это убеждение (нельзя то или это), то поймете и то, а зачем вам это внедряли в мозг:)

3. Чем это хорошо? А чем – плох запрет?

Хорошо записать "за" и "против" конкретного убеждения. Пишите, не думая, что идет. И вы увидите, насколько абсурден запрет (или что он очень полезен на самом деле – лично для вас)
Хорошо записать "за" и "против" конкретного убеждения. Пишите, не думая, что идет. И вы увидите, насколько абсурден запрет (или что он очень полезен на самом деле – лично для вас)

Нельзя оставлять людей в беде. Запрет? Да, еще какой!

А если под бедой подразумевается отчет, а люди – это коллега?

И вот вы уже сидите на работе до поздна, дети вас не видят, летний вечер проходит без вас...

Или: нельзя оставлять участок не засеянным. И вот уже вся семья корячится на грядках, попом кверху, зарабатывая себе давление, усталость и плохое самочувствие.

Что делать:

  • Разберите запрет на "запчасти".

❗ Как у каждой медали, у убеждения две стороны. Подтверждающая и опровергающая.

Найдите их обе и сопоставьте. Какой из них вы верите больше?

4. Я себе запрещаю – чтобы что?

В п.2 мы с вами смотрели, кто прислал вам этот "привет из прошлого".

❗ Со временем, взрослея, мы усваиваем эти запреты как свои собственные убеждения.

Чтобы попустило, важно понять: какую охранную функцию выполняет запрет. Примеры:

  • Не выделяйся = сохрани свою жизнь, здоровье, не вляпайся в неприятности.
  • Не смейся, а то плакать будешь = выгляди адекватным, в нашей семье боятся сильных проявлений чувств, запрет охранит тебя от того, чтобы тобой воспользовались (в момент уязвимости).

5. Можно, если осторожно!

Пробуйте свои силы в "запретном" постепенно. Так делала я, когда читала лекции в клубе общественного объединения "ПВ"
Пробуйте свои силы в "запретном" постепенно. Так делала я, когда читала лекции в клубе общественного объединения "ПВ"

И наконец, мой личный опыт в чистом виде. Если запрет не абсолютный, то можно попробовать его "разрыхлять", а свои силы – испытывать, так сказать, на малом масштабе.

Хотите выступать перед аудиторией? Соберите клуб любителей чего-нибудь, выступите перед 3-5 людьми. Сравните ощущения, выдерживаете ли вы.

Выходите из жесткого запрета постепенно, чтобы не столкнуться с жестким сопротивлением своего же организма:)