Рано или поздно каждый руководитель сталкивается с проблемой опозданий сотрудников. Казалось бы, первый раз можно простить — пробки или машина сломалась. Обстановка накаляется, когда единичные опоздания превращаются в систему. Из-за одного сотрудника, регулярно опаздывающего на работу, нарушается дисциплина всех. Ориентируясь на него, начинают опаздывать другие работники, сначала на 5–10 минут, потом на 30. Как наказывать безответственных сотрудников? И вообще, правильно ли наказывать за опоздания?
Штраф
«Штраф – это панацея от опозданий»,— думают многие руководители. Так ли это? Давайте разберемся!
В трудовом законодательстве нет пункта, который легализует штрафы. Однако, руководитель может составить внутренний документ «Положение о премировании» и на его основании лишать премий безалаберных сотрудников.
Подобное наказание чревато неприятными последствиями. Денежные штрафы озлобляют, падает моральный дух коллектива, как следствие, увеличивается текучка кадров. Могут возникнуть разговоры типа: «если за опоздания штрафуют, то пусть доплачивают за переработку». Специфика многих компаний заключается в том, что частенько после окончания рабочего дня приходится задерживаться (срочная работа над проектом, сдача номера журнала и т.д.). Работники станут приходить ровно в 9 и уходить ровно в 18.На профессиональном языке это называется «итальянская забастовка» — когда сотрудники выполняют ровно те обязанности, которые написаны в служебной инструкции, не больше ине меньше, и работают, как говорится, «без огонька». Бесспорно, это повлияет на производительность и качество работы. Нужны ли Вам такие забастовки?!
Увольнение
Увольнение – радикальный метод борьбы с опозданиями. Действует как последний аргумент.Но и он не избавляет от всех проблем. Порой бывает так, что уволенного сотрудника заменить некем, тем более, если зарплата невысокая и сотрудник работал за идею. Есть и другой вариант развития событий: спустя несколько дней и новичок начнет опаздывать.
Конкурс «Опоздун месяца»
К этому вопросу можно подойти с юмором: вывешивать фотографии опоздавших на специальный стенд. Так, в некоторых организациях с хорошо развитой корпоративной культурой даже проводится конкурс «Опоздун месяца», а победителю на общем собрании вручается будильник. Такие методы, конечно, не на всех действуют. Кто-то может всерьез обидеться или вовсе не придать этому значения.
Личный пример
Один из самых эффективных способов мотивации – личный пример руководителя. Руководитель должен не просто устанавливать некие правила, а собственным примером показывать, как их нужно выполнять, во сколько приходить и уходить с работы. Тогда и подчиненные начнут следовать графику.
Беседа
У каждого сотрудника могут быть свои причины для опозданий, поэтому с ними лучше побеседовать лично. В ходе беседы выяснится, что кому-то нужен стимул в виде надбавки, другой давно хочет сменить работу, но пока нет подходящих вариантов, а третий — «сова», и вставать в 8 утра просто-напросто не может. Наказывать или, напротив, мотивировать всех одинаково было бы неэффективно.
Поощрение
Если вышеперечисленные методы не работают, действуйте от противного. Не наказывайте за опоздания, а поощряйте за приход вовремя. Речь идет даже не о выплате премий. Поощрить можно, например, бесплатным кофе с утра.
Универсального средства от опозданий нет! Нужен персонифицированный подход. Следует понимать, чем больше времени руководитель уделяет своим подчиненным, тем лучше дисциплина. Эксперты сходятся во мнении: пунктуальность – проблема мотивации, а не распределения времени отдельно взятого сотрудника.