Дело в культуре.
Не в бытовой, конечно. Отучить человека плевать, рыгать и мочиться в общественных местах можно за день. Для этого достаточно бамбуковой палки. За неделю можно справиться с ором. За месяц выбить из человека восхищение матом. Это если колотить всухомятку, без мата.
С массовой культурой сложнее. Китай в мировые массы ничего не несёт. Даже фальшивые вазы династии Мин несли оттуда европейцы, а не сами жители Поднебесной.
С высокой культурой совсем плохо, там величина культурного влияния отрицательная. Сочетание слов «китайская культура» заставляет мозг лихорадочно трудиться, перебирая мусор из какой-то шкатулки с дедушкиным хламом, но на выходе в лучшем случае какие-то позолоченные колечки, проданные опять-таки английскими мошенниками-fawney.
Высокая культура – это та, с которой себя ассоциирует не только сама нация, но и другие – её. У Китая с этим швах. А без этого нет и никакой «мягкой силы», которую Китаю приписывают авторы «китайской угрозы».
Всю жизнь из Китая выносят всё мало-мальски ценное, а сносят туда... кукушкины яйца. Сдаётся посему, что Китай – представляет собой трудолюбивую квочку, высиживающую эти самые чужие закладки. То есть, растекается Китай по Азии-Африке, а тащит-то за собой 500-летним грузилом западную архитектуру, западные моды, западную мысль.
Дирижёрской палочки у китайцев от собственного оркестра нет. Гарантией того, что их в ближайшие 50 лет и не будет является полное отсутствие китайского культурного влияния. Всё что китайцам позволено: китайская кухня. Ещё – китайский цирк. В котором зверей нет, там люди укрощают людей. Этому цирку, конечно, тоже 2000 лет. Это европейцами разрешено, даже поощряется: хорошо, когда у твоего конкурента всё постепенно превращается в цирк.
Россия благодаря руководящим европейским «немцам» перескочила за 100 лет через 300.
Уже у Петра – сразу – хватило чутья попроситься во Францию, да не пустили; пришлось утереться голландцами и англичанами. А чуть только регент дал визу – немедленно послали к чёрту и немцев и голландцев: голытьба неотёсанная. Брать, так лучшее! А ведь могли застрять и на Польше – благо, рядом же, да и культура сильно погуще российской и язык похож. И вуаля: шамкали бы как на родном. Ан нет.
Признание своей культуры даже не комси комса, а как бы вовсе несуществующей – шаг великий. При этом, Несторам и луковкам куполов это не помеха.
И ведь Россию Францией не пичкали, русские аристократы к французскому сами рвались. Европейцы потом жалели, что блокировали одну лишь торговлю, – блокировать надо было стиль. Ругали, что недостаточно культурны, а надо было хвалить за «самобытность». С Китаем ошибки не повторили. Пристегнули 5000 лет, глиняных человечков, драконов. Но без рыцарей круглого стола. Итог – китайский культурный брандмауэр, к тому же самими ими и возведённый.
Этап культурной возгонки или интервенции прошли все великие державы. Кто-то, как Франция, педалировал взахлёб Микеланджело и Лопе де Вегу, кто-то, как Англия, испанцев и французов топил, выставляя на посмешище доморощенных шекспиров и «современное искусство», но – все. Показательны метания немцев. Пока жили мирно во французском ареале, имели и Гёте и Шиллера, а переметнулись после падения революционной Франции в стан победителей-англичан – пошла шекспиризация и прощай на весь XIX век литература. А с музыкой повезло. В Англии големов-шекспиров от музыки не слепили (с музыкой совсем было плохо), так и остались немцы величайшей музыкальной державой, – и пока не окатило цунами джаза и буги-вуги – играли в концерте великих наций третий барабан. А замена в XIX веке литературы на киндер-кюхе-кирхен привела в XX веке прямой дорожкой к фашизму. От «штурм унд дранг» до «дранг нах остен».
От мировых лидеров люди всегда ожидают чего-то большего, чем звона амуниции и стеклянных бус. Россия, выходя на второе место после наполеоновских войн поняла, что без национальной, мирового уровня, культуры прозябать ей в лидерах недолго. За дело взялись специалисты. Первым делом внедрили новый русский язык - кальку с французского: лучшего языка для первоклассной литературы.
Япония, кстати, значение культурного натиска тоже поняла сразу, как огрели её революцией Мэйдзи. Не вдруг, со скрипом, но стишки дурацкие бросили, всякие кангакуся-вагакуся сдали в архивы; иногда как прабабушкины фальшивые жемчуга достают протирать. И попёрло: Миядзаки, Куросава, Мураками... Сейчас полмира смотрят их мультики. Глупость, конечно, но – полмира. С чего-то надо начинать.
Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка…
Императорская, а потом коммунистическая самоизоляция Китая – это для европейских кукушек подарок. На дракона узду накинуть невозможно, а вот чуть-чуть подрулить морковкой «древности» удалось. Удалось помочь законсервировать философию, заасфальтировать письменность: это ваше, тысячелетнее, нельзя на алфавит переходить, как потом Конфуция изучать?
Технологии – это пожалуйста, подсыпают лопатой, так как это то самое кукушкино яйцо и есть.
Но большой ложкой культуры Китаю не положено. Опасно. Изобретёт чего доброго какой-нибудь рок-н-ролл-калифорния, так весь мир перевернётся и рухнет.
Китай – птица крупная. Гигантская. Рух. Но мировым лидером ей не стать.
С добрым утром, тётя Хая, ку-ку, ку-ку...
Впрочем, России уже 100 лет культурно выставить в витрине мало чего найдётся.
По теме: Зачем Китаю подарили 5000 лет и когда отберут
По теме: Откуда взялся Китай
По теме: Откуда взялась Япония