Наткнулась в Facebook на жалобу: в престижном вузе лидеры рейтинга поступающих – инвалиды, сироты, олимпиадники и по квоте. 100-балльники по ЕГЭ уже на 5-м и последующих местах, но если придут еще инвалиды, то талантливые дети, возмущается родитель, уже не поступят. Тогда какой смысл хорошо учиться, если можно пройти по квоте?
Я в приемной кампании не участвую, но получаю сообщения от коллег, и общая обстановка действительно очень нервозная. Сначала на комиссию обрушился вал документов, которые нужно обработать. Коллеги столкнулись с тем, что абитуриенты и их родители плохо читают требования к документам и инструкции по их загрузке в личный кабинет, часть заявлений пришлось забраковать. Часть поступающих и вовсе не умеют оценивать свои шансы – подают на специальности с высоким конкурсом средний балл аттестата меньше 4.
Следующее препятствие – вступительные испытания для творческих специальностей и собеседования там, где они входят в программу, например – в аспирантуру. Не все доходят до этого этапа по техническим причинам – не преодолевают прокторинг, либо просто не появляются на собеседовании.
«Проблема» с олимпиадниками и льготниками на самом деле возникла не в 2020 году. Есть некоторые специальности, бюджетные места на которые заполняются только победителями олимпиад уже достаточно долгое время. Чтобы победить в олимпиаде, нужно тоже много трудиться и знать свою цель заранее. Коллегам встречались документы победителей олимпиад с 9 по 11 класс, то есть тех людей, которые шли в конкретную специальность заранее. Упрекать их в отсутствии талантов точно не стоит.
Что касается инклюзивного обучения, то это стандарт любого развитого общества, и спорить на эту тему достаточно рискованно. Тем более, что среди льготников свой внутренний конкурс, а места для них резервируются помимо основных.
Интересен другой факт – обилие 100-балльников по сравнению с предыдущими годами. И в целом большое количество заявлений. Причина здесь тоже ясна. Во-первых, экзамены в этом году, скажем так, подарили счастливый билет многим, кто на него не мог рассчитывать, поскольку и в школах, и в вузах царило общее настроение поддержать тех, кто оказался в форсмажорной стрессовой ситуации. Поддержали. Во-вторых, вузам разрешили принимать документы еще до сдачи ЕГЭ, а значит многие понадеялись на возможный успех. Чья-то ставка опять же оказалась верной.
Поступление в общем-то всегда считалось некоторого рода лотереей, когда нельзя заранее просчитать ни проходной балл, ни конкурс, ни конечный выбор приоритета поступающим. К тому же наличие пяти приоритетов в принципе умножает хаос в приемной кампании, когда абитуриент может выбирать между юриспруденцией, актерским мастерством, политологией, дизайном и рекламой (почти реальный пример реального поступающего). Хочется спросить, а вы точно уверены, чем будете заниматься дальше в жизни, а главное – какие знания и навыки дают основание для такого широкого карьерного выбора?
Так что ситуация с поступлением в 2020 году отражает не только коронакризисные последствия и решения, но и общую непоследовательность абитуриентов и их родителей. А вот как раз олимпиадников корить не за что, ведь они попали туда, куда стремились. Впрочем, недовольных будет много. Но, дай бог, чтобы сами первокурсники не продолжали дискриминационный дискурс своих родителей и не винили в своих неудачах других детей, тем более льготников.
Подписывайся на канал, чтобы не судить и не быть судимым