Найти тему
Камилла Нигматуллина

Конкурс олимпиадников и инвалидов

Наткнулась в Facebook на жалобу: в престижном вузе лидеры рейтинга поступающих – инвалиды, сироты, олимпиадники и по квоте. 100-балльники по ЕГЭ уже на 5-м и последующих местах, но если придут еще инвалиды, то талантливые дети, возмущается родитель, уже не поступят. Тогда какой смысл хорошо учиться, если можно пройти по квоте?

ура всем целеустремленным
ура всем целеустремленным

Я в приемной кампании не участвую, но получаю сообщения от коллег, и общая обстановка действительно очень нервозная. Сначала на комиссию обрушился вал документов, которые нужно обработать. Коллеги столкнулись с тем, что абитуриенты и их родители плохо читают требования к документам и инструкции по их загрузке в личный кабинет, часть заявлений пришлось забраковать. Часть поступающих и вовсе не умеют оценивать свои шансы – подают на специальности с высоким конкурсом средний балл аттестата меньше 4.

Следующее препятствие – вступительные испытания для творческих специальностей и собеседования там, где они входят в программу, например – в аспирантуру. Не все доходят до этого этапа по техническим причинам – не преодолевают прокторинг, либо просто не появляются на собеседовании.

«Проблема» с олимпиадниками и льготниками на самом деле возникла не в 2020 году. Есть некоторые специальности, бюджетные места на которые заполняются только победителями олимпиад уже достаточно долгое время. Чтобы победить в олимпиаде, нужно тоже много трудиться и знать свою цель заранее. Коллегам встречались документы победителей олимпиад с 9 по 11 класс, то есть тех людей, которые шли в конкретную специальность заранее. Упрекать их в отсутствии талантов точно не стоит.

Что касается инклюзивного обучения, то это стандарт любого развитого общества, и спорить на эту тему достаточно рискованно. Тем более, что среди льготников свой внутренний конкурс, а места для них резервируются помимо основных.

Интересен другой факт – обилие 100-балльников по сравнению с предыдущими годами. И в целом большое количество заявлений. Причина здесь тоже ясна. Во-первых, экзамены в этом году, скажем так, подарили счастливый билет многим, кто на него не мог рассчитывать, поскольку и в школах, и в вузах царило общее настроение поддержать тех, кто оказался в форсмажорной стрессовой ситуации. Поддержали. Во-вторых, вузам разрешили принимать документы еще до сдачи ЕГЭ, а значит многие понадеялись на возможный успех. Чья-то ставка опять же оказалась верной.

Поступление в общем-то всегда считалось некоторого рода лотереей, когда нельзя заранее просчитать ни проходной балл, ни конкурс, ни конечный выбор приоритета поступающим. К тому же наличие пяти приоритетов в принципе умножает хаос в приемной кампании, когда абитуриент может выбирать между юриспруденцией, актерским мастерством, политологией, дизайном и рекламой (почти реальный пример реального поступающего). Хочется спросить, а вы точно уверены, чем будете заниматься дальше в жизни, а главное – какие знания и навыки дают основание для такого широкого карьерного выбора?

Так что ситуация с поступлением в 2020 году отражает не только коронакризисные последствия и решения, но и общую непоследовательность абитуриентов и их родителей. А вот как раз олимпиадников корить не за что, ведь они попали туда, куда стремились. Впрочем, недовольных будет много. Но, дай бог, чтобы сами первокурсники не продолжали дискриминационный дискурс своих родителей и не винили в своих неудачах других детей, тем более льготников.

Подписывайся на канал, чтобы не судить и не быть судимым