Найти в Дзене
Артур Лалаян

Удобство и комфорт - благо или зло

Наша естественная потребность в комфортной жизни. Предметы и устройства, которые облегчают ее. Никаких забот, конфликтов и лекарств. – Но именно благодаря неудобствам мы переживаем жизнь полнее и интенсивнее.

Пандемия вынудила нас отказаться, мы боимся их последствий. Между тем в книге „все проще, чем нам кажется” испанского психотерапевта Рафаэля Сантандреу я прочел нечто удивительное. Именно отречения должно дать нам ощущение изобилия и безопасности!

Я согласен с этим, потому что сознательный отказ от избытка удобств и благ является одним из путей, ведущих к духовному развитию. А значит, изменить точку зрения на то, что есть реальная ценность в жизни, и прежде всего – что есть сама жизнь. Иллюстрируют это наглядно истории всех великих пророков и просветленных, кто или как Иисус – испытали крайнюю нищету и больших угроз, или, как Шакьямуни – добровольно иметь ничего, кроме одежды, миски и кнута.

Шакьямуни был принцем, сыном богатого короля Кашмира. Когда он родился, придворный астролог сказал королю, что его сын обладает потенциалом великого духовного учителя. Король, который иначе видел цель жизни своего преемника, сделал все возможное, чтобы этого не произошло. Он обеспечил сыну комфортные условия, никаких забот. Таким образом, существование, лишенное чего-либо, что побудило бы молодого принца задуматься о хрупкости и скоротечности жизни. Даже цветы во дворце Шакьямуни меняли каждую ночь на свежие, чтобы он не заметил, что они увядают.

Комфорт и отсутствие забот нас ошеломляет?

Он отделяет от опыта реальной жизни, от осознания того, что мы, люди, наравне с цветами, животными, горами и звездами-это его выражение. Король создал суперинкубатор для своего сына, чтобы поддерживать и укреплять в нем чувство отделения от постоянно меняющейся жизни. Но однажды он допустил ошибку, так как разрешил принцу следить за профессией пахарей. Итак, Шакьямуни увидел запряженных волами, рыхлящих землю плугов. Он увидел летящих за ними птиц, выедающих дождевых червей, выброшенных лемехом на поверхность. Поэтому он испытал то, что называется колесом жизни и смерти: пахать землю, чтобы посеять зерно, из которого будет хлеб. Уничтожение плугом убежища дождевых червей, позволяющее птицам добывать пищу. Позже Будда понял, что он не живет реальной жизнью, и отказался от богатства и власти. Он сбежал из отцовского инкубатора в Гималаях в поисках мастеров жизни. Благодаря этим отречениям он познал красоту и богатство мира, в котором цветы не только цветут, но и распускаются, порождая плоды и семена. Он испытал изобилие и чудо реальной жизни. И что все его формы возникают из одного источника, с которым они тождественны.

Бросить дворец?! Многие из нас испытывают беспокойство при мысли, что у них может не быть холодильника с морозильной камерой, который крошит лед!

Африканские пигмеи ловят обезьян таким образом, что они помещают банан в клетку с очень узкими промежутками между бамбуковыми прутьями. Обезьяна видит вкусный плод, кладет лапу в клетку, хватает его, но не может вынуть. Однако он не может отпустить банан, даже когда видит приближающихся охотников. И он теряет не только этот плод, но и свободу и даже жизнь. Мы делаем то же самое, полагая, что только благодаря новой машине или выигрышу в лотерею мы будем счастливы! Не только руки, но и ноги застревают у нас в клетке, когда все, кроме этих наших бананов, мы считаем бесполезным. Мы отдаем свободу, нередко здоровье, а также всю красоту мира и вкус жизни за иллюзию владения и безопасности.

Отречение от” банана " дает ощущение изобилия, потому что, когда мы забываем о нем, мы начинаем видеть все, что за пределами клетки может дать нам мир?

Именно! Комфорт или владение не являются условием счастья. Это отречение. Благодаря неудобствам мы живем полнее! Мы испытываем жизнь более интенсивно, потому что за пределами зоны комфорта обостряются наши чувства: слух, зрение, обоняние, осязание. И это потому, что мы не можем действовать рутинно, автоматически, схематично. Итак, мы присутствуем в нашей жизни, мы здесь и сейчас. Творческие, открытые.

Это только наши невротические желания, пристрастия мешают нам наслаждаться изобилием жизни. Более того, чем больше мы заботимся о своем комфорте, тем больше в нас растет страх потерять его. Тем больше энергии мы вкладываем в это, чтобы эти удобства умножались. Но это снова усиливает в нас страх потерять то, что кажется нам условием счастья и безопасности. Мы все равно попадаем в порочный круг, потому что от страха мы можем избавиться, только отказавшись от потребительских желаний и ограничив их. Если нам это удастся, мы похожи на обезьяну, которая отпустила банан: мы возвращаем свободу, спасаем жизни и развиваем свою автономию.