Найти тему
Андрей Гороновский

АВА И ПОЧЕМУ ДЕТИ КРИЧАТ

Крик, с точки зрения функционального анализа, растянутая во времени социальная активность человека, когда, в ответ на важное событие в жизни крик замещает функцию речи. В самые отчаянные моменты, когда последствия в окружающей среде несут наказание, слова теряют функциональное значения и смысл. По простому, слова нам не помогают преодолеть препятствия.

Крик
Крик

Когда трудно и тяжело говорить, что называется «ком в горле застрял», люди издают звуки, которые мы называем «крик». Часто подобное возникает в диалоге, когда интравербальная функция речи не приносит слушателю и говорящему удовлетворение от словесных действий. И мы в буквальном смысле говорим «я устал с тобой разговаривать», так как речь это такая же физическая активность, как занятие бегом или игра в футбол. 

В такие моменты, когда слушатель не услышал важных и нужных слов от говорящего, а говорящему не дают высказать весь поток слов, происходит «вербальный взрыв» то есть то, что мы называем «крик» или разговором на повышенных тонах.

Точно также и дети с РАС или с другими особыми образовательными потребностями, сказать не могут и на отрезке времени, когда его социальная активность накопила предел коммуникативных действий, благодаря которым не удалось достичь благоприятных последствий, происходит этот самый «вербальный взрыв», выраженный в крике или истерике.

-2

Поэтому нередко люди с небольшим словарным запасом нередко решают вопросы силой, люди, обладающие большим словарным запасом дольше по времени предпринимают действия с помощью речи, они пытаются договориться.

Дети, пока маленькие, кричат. Потому что крик - это вербальное поведение. Поэтому, основная задача на раннем этапе, это расширять инструменты коммуникации, с помощью которых мы смогли бы как можно дальше на отрезке времени социальной активности сдвинуть точку «вербального взрыва». Пока человек мало или плохо говорит, ему необходимо как можно больше инструментов для коммуникативных действий, тем более это касается неговорящих людей. 

Следующий уровень, это перераспределять «вербальный взрыв» на звуки, тональности, со временем слова, замещающие крик, но точно также удовлетворяющие цели в поведении. Смысл в том, чтобы научить ребёнка разнообразной вариативности звучаний, которыми потенциально положительно наполнен его речевой аппарат