Психолог Анна Корищенко рассказывает об основных психологических трудностях при дистанционной работе и способах их преодоления.
Больше интересных статей на нашем официальном сайте www.sscclub.ru
Поэтапно снимаются карантинные ограничения, мир возвращается к прежней жизни. Кто-то - охотно и без оглядки, а кто-то – не торопясь и с большой опаской. Однако, несмотря на искреннее желание большинства из нас поскорее забыть о непростом опыте самоизоляции, стоит повнимательнее присмотреться к тому, что изменилось в социуме за это время, особенно в сфере трудовых отношений.
Некоторые нововведения стали уже вполне привычны для нас. Последствия других мы сможем прочувствовать в полном объеме гораздо позже. Однако уже сегодня очевидно одно: за время карантина трудовой ландшафт существенно трансформировался. В повседневную жизни вошло такое явление, как «дистанционная работа». Подавляющее большинство трудоспособного населения страны получило возможность на собственном опыте узнать, что же это такое… и сделать свои выводы.
Сейчас работодатели один за другим возвращают работников в офис. Но далеко не все. Для кого-то дистанционная работа может оставаться единственно возможным форматом еще на неопределенное время. Поэтому самое время проанализировать, чему научила и что изменила в нас новая трудовая реальность. Какие она вызывает эмоции и как лучше справляться с ними, чтобы сохранить эффективность и избежать профессионального выгорания?
Изменился привычный образ «дистанционный работы»
Начнем с того, что за время карантина очень многое изменилось в нашем представлении о дистанционной работе, как с психологической, так и с практической точки зрения.
Во-первых, коренные изменения претерпело само понятие дистанционной работы. Диссонанс между ожиданиями и реальностью сам по себе стал для очень многих сильным дестабилизирующим фактором. Здесь уместно вспомнить известное выражение: «не стоит путать туризм с эмиграцией». Некий идеализированный образ «удаленки» на деле оказался намного прозаичней. Если раньше дистанционная работа представлялась многим в радужных тонах (под пальмой на берегу океана, в лучах заката, в одной руке компьютер, в другой – бокал с коктейлем…), то на практике многие столкнулись с гнетущей реальностью, когда ты заперт в четырех стенах, без возможности отлучиться не то, что за коктейлем, а просто передохнуть, должен находиться онлайн в течение всего рабочего дня и оперативно отвечать на запросы, вплоть до контроля мышки каждые 15 минут в некоторых компаниях. Ожидания заметно не совпали с реальностью.
Изменилось понятие «рабочего времени»
Во-вторых, неожиданным образом то время, которое мы привыкли тратить на работу, вовсе не сократилось за счет того, что не нужно тратить его на дорогу, стояние в пробках или ожидание общественного транспорта. Наоборот – оно существенно увеличилось, стало практически резиновым. Такое понятие, как «рабочий график», или точнее «рабочее время» - перестало быть четко определенным.
Отдавали ли вы себе отчет, насколько офисная работа раньше структурировала вашу жизнь, делила ее на рабочие будни и свободные выходные? Если раньше рабочий день у большинства ограничивался временем прихода и ухода из офиса, то в условиях самоизоляции он стал ненормированным. Внутренний распорядок нарушился. Оказалось, что одно дело – представлять себе в мечтах, как будет выглядеть работа из дома без длительных поездок на работу, сколько можно будет сэкономить энергии для себя или полезного время для всей семьи! И совсем другое дело – по факту организовать свой рабочий день и семейный быт в условиях мультизадачности, когда рабочая нагрузка не снижается, а в дополнение к ней возникает еще и нагрузка по дому. Особенно это актуально для женщин, на которых, согласно опросам, традиционно ложится все бремя быта во время работы из дома.
Изменился образ работника
В-третьих, изменился и сам образ работника, а за ним – и система внутренней мотивации. Для многих офисных работников неотъемлемой частью обычной трудовой деятельности была социальная составляющая: общение с коллегами, клиентами и заказчиками, необходимость следовать дресс-коду, соблюдать социальные установки и корпоративные правила. Все это обеспечивало внешнее подкрепление рабочего формата, дисциплинировало и мотивировало, а также давало возможность переключаться из одной роли (домохозяйки/жены/матери) в другую (профессионала/специалиста/работника).
В условиях дистанционной работы происходит незаметное размывание социального статуса и профессиональной самоидентификации человека. Вся нагрузка по самоорганизации и мотивированию себя на рабочие подвиги ложится на самого сотрудника. Он должен сам следить за режимом и поддерживать внутреннюю дисциплину.
Однако достаточно тяжело замотивировать себя на конструктивную и высокоэффективную трудовую деятельность, когда сидишь в пижаме и одной рукой варишь суп, другой – укачиваешь ребенка, а третьей – сдаешь квартальный отчет. Некоторым это давалось особенно нелегко из-за социальной изоляции и отсутствия профессиональной поддержки.
Трансформация содержания работы
И наконец, произошла трансформация самого содержания работы. Возможно, раньше вы не отдавали себе отчет, сколько разнообразных видов деятельности включал в себя ваш рабочий день, помимо основной рабочей нагрузки. Прежде всего, это касалось вопросов социализации, вплоть до приятных чаепитий с коллегами и неформального общения.
В условиях самоизоляции работа предстала в своем концентрированном виде, без дополнительных бонусов. И это стало своеобразным моментом истины для тех, кто был не уверен в своем профессиональном выборе. Ведь если ваша работа не вызывает у вас удовлетворения сама по себе, то закономерно ожидать роста разочарования, а отсюда и до профессионального выгорания рукой подать. А это, в свою очередь, скажется и на производственных результатах всей команды.
Такое состояние дел оказывает ощутимое влияние не только на психологическое состояние человека, но и, как следствие, на его профессиональную самооценку и производительность труда. В некомфортных и непривычных для себя условиях люди испытывают сильный стресс, для которого характерно наличие разнообразных страхов и высокий уровень тревожности. Мы все индивидуальны, но глобально «посткарантинные» страхи можно разделить на несколько групп.
- «Рабочие страхи»
Первая группа – это страхи, непосредственно связанные с работой. Сюда относятся страх конкуренции, страх не справиться с нагрузкой или нарушить сроки, страх потери эффективности, страх снижения заработной платы и, безусловно, наиболее сильный – страх увольнения и невозможности найти новую работу в посткарантинном мире.
- «Социальные страхи»
Ко второй группе можно отнести страхи социального характера: страх выхода на работу после карантина, страх социальных контактов и конфликтов, страх внешней агрессии, страх заразиться, страх «второй волны» вируса и прочее.
- «Семейные страхи»
К третьей группе относятся страхи, связанные....
Продолжение статьи читайте бесплатно по ссылке