Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.62): ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ

(Евр. 13:20–25)

С какими же заключительными словами автор обращается к своим читателям? Он представил им глубокое и основательное исследование отличия нового и живого закона от старого. И вот настало время попрощаться с ними. Он завершает своё послание хвалой, наставлением и ликованием.

ВЫРАЖЕНИЕ ХВАЛЫ (13:20, 21)

«Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь».

Попросив их молиться за себя, автор затем молится о них. Только «Бог… мира» (ст. 20) может подарить настоящий мир. Он Бог, который может «сокрушить сатану под ногами вашими» (Рим. 16:20). Выражение «Бог мира» в Новом Завете используется ещё шесть раз, и всегда Павлом. Без Бога никакого мира быть не может. Мы имеем мир потому, что Христос умер на кресте (Еф. 2:14–17), примирив этим даже иудеев с язычниками в царстве/церкви. Один Бог может даровать церкви такой мир через веру в Иисуса Христа.

Должно быть, в церквах, которым было написано Послание к евреям, были разделения. Их возможное отступничество, которое ещё не произошло, разрушило бы то, ради чего, собственно, и приходил Христос: спасение их душ с сопутствующим этому душевным миром. Христиане из иудеев нуждались в мире с самими собой и с Богом. В Иерусалиме, начиная с момента написания этого послания и далее, уже не будет больше мира. А мир — это самая сущность Божьего естества.

Иисус — «Пастырь великий» (ст. 20), единственный «пастор» наших душ, который может быть в церкви в единственном числе. В этой аналогии есть некая особая нежность, притягивающая людей везде и всегда. Гимны вроде «Пастырь добрый, Сам храни нас» свидетельствуют о любви поклоняющихся к Тому, кто заботится о наших душах.

Стих 20 содержит единственное в Послании к евреям указание на воскресение Христа, хотя повторяющиеся упоминания об Иисусе, сидящем одесную Бога, предполагают это. Однако слово «воскресение» (анастасис), употреблённое в 6:2 и 11:35, в данном стихе отсутствует. Вместо него мы находим слово анаго, означающее «воздвиг» или «вывел». Христос воскрес, а затем был из мёртвых воздвигнут на небеса. Это было сделано потому, что Иисус пролил Свою кровь и тем самым ввёл в действие новый завет. Завершив это, Он смог исполнить всё остальное, что было необходимо, чтобы «усовершить» тех святых (ст. 21), или сделать их «способными» (Славянское Евангельское Общество). С Божьей помощью они смогли выполнять всё, что было нужно.

Иисус — «Пастырь овец великий» (ст. 20), а также «Пастыреначальник» (1 Пет. 5:4). В Ветхом Завете «пастырем» Божьего народа обычно является Сам Бог или Моисей (см. Пс. 76:21; 94:7). Никто, кроме Божества, не может сравниться с этим «великим» Пастырем. Мы увидели, что старейшины служат «пастырями» под руководством Пастыреначальника (Евр. 13:17; 1 Пет. 5:1, 4).

В этом славословии снова содержится мысль о «крови завета вечного» (ст. 20). Похоже, что это краткое изложение всего сказанного в «Евреям», по крайней мере его главной темы. Сила крови «завета вечного» делает нас совершенно готовыми исполнять то, чего желает Бог. Этого нельзя было достичь посредством ветхого завета с его временной природой. Завет, введённый в действие кровью Иисуса (Мф. 26:28), — действительно на все времена, он «вечный».

Воля Господа состоит в том, чтобы «усовершить [нас] во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в [нас] благоугодное Ему…» (ст. 21). Когда мы покоряемся, то Бог побуждает нас исполнять то, на что мы были «усовершены» (см. Фил. 2:12, 13). Как сказано также, Писание подготавливает нас «ко всякому доброму делу» (2 Тим. 3:16, 17). Мы должны восхвалять Бога за всё, что мы делаем согласно Его воле. Эта хвала воздаётся через церковь и Христа Иисуса (Еф. 3:21). «Работа Бога делает возможным работу человека» (Уэсткотт), но при этом также требуется послушание человека в ответ на Божью благодать. Наш Бог обеспечивает нас всем «добрым», необходимым нам. Он помогает «доброму» торжествовать даже в ситуациях, созданных дурными людьми с дурными намерениями (Рим. 8:28).

Молитва в стихах 20 и 21 — о том, чтобы Бог сотворил в нас и через нас всё необходимое для того, чтобы побуждать верных прославлять Его через Христа. Поэтому Сын должен прославляться так же, как Отец (Ин. 17:5). Это заключительное прославление (ст. 21) представляет собой славословие в адрес Христа. Согласно Еф. 3:21, слава должна воздаваться Богу «в Церкви во Христе Иисусе». Это не запрещает нам воздавать славу Христу, как сказано здесь, в «Евреям». Появление слова «аминь» необычно, но, возможно, так Дух дополнительно подчёркивал важность изложенных истин.

СЛОВО УВЕЩАНИЯ (13:22)

«Прошу вас, братья, примите это слово увещания; я же не много и написал вам».

В этом послании были сделаны серьёзные заявления относительно иудаизма, поэтому автор просит читателей «принять это слово». Это значит, что они должны были прислушаться к каждому слову, а не просто выслушать его. Слово «увещание» объединяет в своём значении утешение (2 Кор. 1:3–7) и наставление (Деян. 15:31). Фраза «слово увещания» (параклесис) представляет послание как некую проповедь, некое поучение (Деян. 13:15). Тем же самым словом названа публичная проповедь (1 Фес. 2:3) или проповедь внутри общины (Рим. 12:8; 1 Тим. 4:13). Увещания во всём послании подтверждают это (см. 2:1–3; 3:12–14; 4:11, 14; 5:11—6:8; 10:19–25; 13:1–17).

Это «послание» (эпистоле), или письмо, имеет признаки проповеди. «Евреям» длинновато для письма, хотя весь текст целиком можно прочитать вслух за один час. Это может кое-что сказать нам о продолжительности проповедей в первом веке. Возможное исключение составляет урок Павла в Деян. 20, который продлился до полуночи. То был особый случай, так как он полагал, что это его последняя проповедь для братьев в Троаде.

РАДОСТНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ (13:23)

«Знайте, что брат наш Тимофей освобождён, и я вместе с ним, если он скоро придёт, увижу вас».

В письмах Павла не упоминается о заключении Тимофея, но человек, так преданно служивший апостолу, вне всякого сомнения, рисковал своей безопасностью, осмеливаясь навещать его в тюрьме. За связь с Павлом Тимофей автоматически подпадал под осуждение как член новой «секты», но при этом из-за отсутствия римского гражданства у него не было таких прав, какие были у Павла. Как долго робкий молодой человек провёл в темнице, прежде чем римские чиновники поняли, что он не представлял угрозы для Рима, и отпустили его? Несомненно, он повиновался просьбе Павла «постараться прийти до зимы» (2 Тим. 4:21). На эту личную информацию, представленную здесь, ссылаются как на доказательство того, что Послание к евреям было написано Павлом. Никто не был Тимофею ближе Павла. Имея перед собой иудейскую аудиторию, автор решил воздержаться от той щедрой похвалы, какая излилась на этого брата полуеврея в Послании к филиппийцам (2:19–24). Тимофей — единственный христианин, упомянутый по имени во всём этом послании.

НЕЖНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ (13:24, 25)

«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас италийские. Благодать со всеми вами. Аминь».

Письмо было обращено не к старейшинам церкви или церквей, а к группе её членов. Автор старался помешать им вернуться в иудаизм. Эти братья должны были поприветствовать своих епископов и передать им добрые пожелания автора. Если эта группа внутри церкви состояла из бывших иудейских священников (Деян. 6:7), то им, возможно, было трудно уважать старейшин, которые были обычными людьми. Им необходимо было «покориться» своим наставникам, подчинившись их «руководству» (13:17). Слово, использованное здесь, хегеомай, означает власть руководить или командовать. Подчинение такой власти могло казаться унизительным для аристократов-священников. Автор велит им приветствовать (аспадзомай) определённых наставников и других святых (ст. 24). Возможно, такое приветствие предполагало «объятия» с церковными наставниками. Подчинение руководству блюстителей в церкви должно было свидетельствовать о духе кротости и истинном обращении ко Христу.

Они также должны были приветствовать «всех святых» (ст. 24), то есть христиан, как Павел заповедовал в Рим. 16:16. Он посылал такие приветствия от «всех церквей Христовых». Совершенно ясно, что святыми были живые люди, а не достойные личности, умершие давным-давно. Христиане не молятся святым или через них.

«Италийские» (ст. 24) может означать «находящиеся в Италии» или «итальянцы», которые были с автором в другом месте, а не на Апеннинском полуострове. По этому слову нельзя с точностью определить местонахождение автора; поэтому большинство переводов такие же двусмысленные, как и оригинал. Это может быть подходящим определением для итальянских христиан, которые, находясь в своей собственной стране, посылали приветствия заграницу. Выражение, вероятнее всего, означает приветствия от итальянских братьев адресатам письма, которые находились очень далеко; две группы, возможно, никогда не встречались друг с другом.

Слово «благодать» (ст. 25) — харис. Это общепринятое благословение в христианской переписке и типичное приветствие, которым пользовался Павел. Оно выражает желание, чтобы дар божественного благословения излился на человека, который должен был получить это письмо. Это было больше, чем просто традиционное приветствие: благословение, исходившее от апостолов, было полномочным. В чём каждый нуждается больше всего, так это в благодати Божьей. Учитывая ожидавшие христиан Иудеи мучения, это благословение было особенно им необходимо.

МОЛИТВА О ЕВРЕЯХ

Заключительный раздел в «Евреям» состоит из молитвы об адресатах послания и краткого изложения основных пунктов послания. Автор повторяет, какими должны быть христиане и как стать таковыми. Слова в стихах 20 и 21, указывающие, что мы должны позволить Богу мира, великому Пастырю овец, заботиться о нас, — ключевые в данном разделе. Хотя, возможно, мы не всегда понимаем методы, оглянувшись назад, мы всегда можем увидеть Его руку во всём, что произошло с нами.

А пока это происходит, нам следует просить других молиться за нас (13:18, 19), ибо это намного важнее, чем нам может показаться. Хотя автор назвал некоторых членов своей аудитории «духовными младенцами» (5:11–14), он всё равно ценил их молитвы. Нам не следует сбрасывать со счетов молитвы кого бы то ни было, кто будет молиться за нас.

Как Бог отвечает на молитвы, человеку не понять, но мы можем быть твёрдо уверены в том, что Он отвечает. «Бог мира» (ст. 20) обеспечил нас «кровью завета вечного». Соглашения (заветы), заключённые человеком, забудутся, но завет, который Бог заключил с нами, длится вечно. Гарантией этого завета является не только пролитая Христом кровь, но также Его воскресение из мёртвых. «В Христа крестившиеся» (Гал. 3:26, 27) и оставшиеся верными Ему имеют гарантию вечного спасения.

Бог «усовершит» нас к исполнению Его воли (ст. 21). Слово, использованное здесь (телейос), не подразумевает «совершенство»; это слово — катартидзо, которое может означать «сложить сломанную кость таким образом, чтобы она срослась без каких-либо смещений». Такое получается благодаря Иисусу Христу, а не нашей инициативе или силе. Когда у нас есть необходимая вера, Бог будет работать в нас и через нас, исполняя Свою волю в мире (Фил. 2:12, 13).

Автор «Евреям» не мог завершить своё послание, не воздав хвалу Господу за то, что Он сделал и делает для нас. Мы должны славословить Его не только тогда, когда получаем благословения, но всегда. В пору моей юности наш проповедник вёл библейские занятия на тему «Молясь, никогда не забывайте благодарить Бога». Я стараюсь выполнять это правило, выражая благодарность Богу в начале каждой молитвы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Послание к евреям призывает святых оставаться твёрдыми в вере, не колебаться. Этот текст очень помогает нам правильно понять и истолковать Ветхий Завет. «Евреям» — сокровище, в которое я влюблялся всё больше и больше в течение тех нескольких лет, когда я работал над этим посланием. Пусть оно благословит и вашу жизнь.