У кого из партнеров должен быть доступ к кошельку?
Доступ к кошельку должен быть у одного, потому что если доступ будет у нескольких, деньги будут уходить на левые нужды и управляющий партнёр не сможет уверенно стоить планы на эти средства. Это может сорвать важную сделку или ещё что-то важное для развития компании. Если доступ к деньгам будет у всех, то спланировать результаты по финансам будет практически невозможно.
Как делить прибыль при неравном вовлечении?
Как договоритесь. Советую раз в полгода проводить ревизию вашего соглашения. Всегда можно добавить какие-то ваши важные замечания и пожелания. Не нужно кричать громкими фразами «я делаю больше» «нет, я больше» - лучше пропишите, как и в чём измеряется ваша вовлеченность.
Я владелец 40%бизнеса, это большая сумма, как мне ее забрать, если я ухожу?
Первый, кому я предлагаю выкупить свою долю - это партнеру. Если он не выкупает ее по заявленной цене, то я иду на сторону. Но если на стороне мне предложили меньше и я думаю согласиться, потому что больше никто не предлагает, то я обязан сначала предложить партнеру также выкупить за меньшую стоимость. Часто вся сумма не сразу вам отдается, а в течение какого-то срока.
Если продаете на стороне, то тоже не сразу, а, например, часть сразу, часть через 3 месяца, чтобы человек удостоверился в том, что ваши показатели были верными и бизнес реально такой, как вы заявили.
Важно указать, что до тех пор, пока вы не получили последнюю копейку, у вас есть право видеть данные и влиять на компанию.
Что делать, если партнер хочет взять сотрудника, которого я не считаю эффективным?
Сделать испытательный срок и поставить план действий сотрудника и его цифровые показатели. Потом посмотреть, достиг ли он этих показателей или нет.
Лучше оформлять соглашение с человеком или с юридическим лицом?
В моей практике - это называется опцион. Я сначала создаю партнерское соглашение с правом на опцион. Мы фиксируем опцион всегда, то есть прописываем, что я, Маринович, имею право в любой момент объявить о своем желании и получить долю в компании. Имея такой документ, я пишу письмо и становлюсь партнёром, встречаемся в налоговой и подаю документы.
Как делить бренд и как определить его цену?
Со всем, что касается интеллектуальных продуктов, нужно обращаться к Виктору Пастернаку. Необходимо сделать экспертизу и выяснить, сколько маржи приносит сам бренд компании, то есть сколько бренд приносит дополнительных денег к продажной цене продукта.
Пример: увлажнитель BORK стоит 27 000, потому что он классный и брендовый. Точно такой же, но без бренда BORK будет стоить 7 000 – значит, маржа за бренд равна 20 000.
Мы с партнером вкладываемся по 10 млн. руб., и когда мы понимаем, что тема пошла и нам нужны еще инвестиции, какие есть инструменты для поиска нужных денег? Если я вкладываю еще 100 млн., то что делать с долями?
Как договоритесь. Всё зависит от финансовых результатов. Вы создали компанию с определенной прибылью и вы выбираете формулу любую, заново пересчитываете стоимость процентов, вкладываете, кто сколько может, и пересчитываете проценты друг друга. То есть, грубо говоря, вы становитесь тем инвестором, которого не хотите искать. Либо даете деньги в займ для компании.
О том, как сделать партнерское соглашение и зачем оно нужно, рассказываю в своем видео:
Читайте также мою статью "Как правильно завершить бизнес-партнерство"