Как закалялась сталь. СССР, 1942. Режиссер и сценарист Марк Донской (по одноименному роману Николая Островского). Актеры: Виктор Перест-Петренко, Даниил Сагал, Ирина Федотова, Виктор Бубнов, Александр Хвыля, Борис Рунге и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Эта экранизация известного романа Николая Островского была очень важна для поднятия боевого духа в годы Великой Отечественной войны.
Киновед Иван Корниенко (1910-1975) писал, что, «экранизируя одноименный роман Н. Островского, Марк Донской основное внимание уделил тем его страницам, которые описывали борьбу с немецкими интервентами на Украине в годы гражданской войны. Это было вполне понятное решение. Всю свою ярость и гнев вложили авторы фильма в изображение врага: немцы и гетманцы, заняв Шепетовку, установили режим жестокого террора. Они убивают и истязают рабочих, запугивают население, эшелонами угоняют в Германию награбленное народное добро. Но ни на минуту не стихает сопротивление народа. Именно это важно было подчеркнуть авторам фильма. Они показали, как большевики возглавили освободительную борьбу против захватчиков, в которой принимает участие и сам Павка. Картина была созвучна общему патриотическому настроению. «Александр Пархоменко» и «Как закалялась сталь» были хорошо встречены зрителями и активно поддержаны прессой» (Корниенко, 1975: 131). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.
Рядовой Александр Матросов. СССР, 1948. Режиссер Леонид Луков. Сценарист Георгий Мдивани. Актеры: Анатолий Игнатьев, Пётр Константинов, Константин Сорокин, Шамси Киямов, Лаврентий Масоха, Владимир Балашов, Олег Жаков, Михаил Кузнецов, Фаина Раневская, Алексей Дикий и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Советская пресса приняла героическую драму «Рядовой Александр Матросов» в целом позитивно, хотя драматург и кинокритик Николай Оттен (1907-1983) писал в журнале «Искусство кино», что «все, что непосредственно относится к жизни, деятельности, мыслям и переживаниям Александра Матросова, не превращено и не могло быть превращено в полноценное драматургическое произведение... На помощь художнику, взявшемуся воплотить образ такого совсем еще юного героя, может притти творческое воображение. Дав волю домыслу, художник применил бы для создания своего произведения метод революционного романтизма!» (Оттен, 1948). Оттен Н. Факты биографии и образ героя // Искусство кино. 1948. № 3. С. 21-23.
С точкой зрения Н. Оттена был не согласен киновед Александр Грошев (1905-1973), восторженно писавший об этом фильме так: «Авторы картины сценарист Г. Мдивани и режиссер Л. Луков художественными средствами воспроизвели на экране короткую, но яркую жизнь Героя Советского Союза Александра Матросова. Воспитанник ремесленного училища, он, как и многие юноши и девушки нашей страны, мечтал попасть на фронт и добровольцем пошел в армию. Артист А. Игнатьев ни по внешнему виду, ни по поведению не рисует нам в образе Матросова человека выдающегося, обладающего какими-то исключительными качествами. Мы видим на экране скромного юношу, каких в нашей стране миллионы. Эта обычность всего облика рядового Матросова выражает основную сущность советского героизма — его массовость. … Идея фильма ярко запечатлена в финале в замечательных словах о героизме советских юношей, которые произносит товарищ Сталин: «Эти юноши несут мир и свободу человечеству, это поколение новых, советских людей, идейных борцов за коммунизм. Такие люди не умирают, их имена будут вечно жить в памяти нашего героического народа». … Революционная романтика в искусстве и литературе является отражением романтического в жизни. Можно ли в самом деле представить себе подвиг, более романтичный, более героический, более величественный, чем подвиг Александра Матросова» (Грошев, 1952: 173-176). Грошев А. Образ советского человека на экране. М.: Госкиноиздат, 1952.
Итак, это были мнения киноведов.
А каковы Ваши мнения о фильмах «Как закалялась сталь» и «Рядовой Александр Матросов», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020