Не всем нужно открыть свой бизнес.В течение 11 лет я работала наемным сотрудником, 9 из них в малом бизнесе и стартапах. Я была директором по развитию и заместителем генерального директора, я принимала участие в создании и продвижении компаний. Сейчас я защищаю интересы малого бизнеса и занимаюсь общественной деятельностью. Я болею за малый бизнес всей душой, но не считаю это делом для всех.
Что надо знать, прежде чем задуматься над тем, чтобы открыть свое дело
- Идеально знать свою сферу изнутри во всех подробностях. Образование хорошо, но лучше поработать наемным сотрудником и увидеть реальность, прежде чем принимать судьбоносное решение.
- Как вы хотите сделать это? Один, вдвоем или всемером? Важно договориться на берегу. Нельзя рассчитывать, что в будущем все само уляжется, еще до того, как открывать компанию и нести документы на регистрацию в налоговый орган, подпишите договор между участниками. Распределите обязанности, распишите кому что будет принадлежать при хорошем и плохом исходе, как вы будете действовать если захотите ввести в ваш бизнес еще участников/учредителей/акционеров, могут ли принимать участие в работе члены ваших семей или это категорически недопустимо. Важно все решить сразу, позднее можно будет скорректировать договор исходя из реалий и развития событий. Но без такого установочного договора нельзя. Не зря бытует пословица "Дружба дружбой, а денежкам счет".
- Торговля, производство или услуги? Что вы планируете делать? В случае с торговлей и услугами придется хорошо изучить налоги, а в случае с производством знаний потребуется гораздо больше. Создать конкурентноспособный продукт на территории нашей страны сложно, проверено на опыте. Я всегда вспоминаю книгу, прочитанную еще в студенческие годы "Почему Россия не Америка" А. Паршева. Ознакомьтесь на досуге, поймете про формирование стоимости продукции и другие нюансы, очень доступно.
- Защитите свои идеи и интеллектуальную собственность. Ваши идеи, логотип компании, ее название(если оно уникальное), ПО и многое другое - это результат интеллектуального труда, он должен быть защищен. Полезным будет тут тоже распределить права заранее, в начале деятельности. Вопрос для нашей страны сложный, но важный, потому что если вы пойдете на международные рынки, придется потом делать все очень срочно, но обязательно.
- Выбрать нишу очень важно. Сложно выбрать то, что будет продаваться хорошо, конкуренция велика. Это не касается уникальных случаев, когда у вас эксклюзивный продукт или услуга, которые 100 % станут востребованными, что почти нереально, потому что все новое требует вложений в рекламу. Нишу надо выбирать долго и правильно, это залог успеха. Но это очень сложно, придется долгое время изучать рынки, а для этого нужны знания.
- Определитесь, будут ли у вас наемные сотрудники. Сотрудники стоят очень дорого, им надо не только платить зарплату. Надо еще платить отчисления в фонды и налоги. Попробуйте воспользоваться калькулятором расчета зарплаты и налогов, их много в открытом доступе. Например при зарплате в 100 000 рублей, нужно оплатить 13 % - 13 000 рублей налога на доходы физических лиц, то есть сотрудник уже получит на руки 87 000 рублей, а еще надо заплатить отчисления в фоны (пенсионный, социального страхования) - минимум 15 300 рублей. А еще надо знать про аттестацию рабочих мест и прочие "мелочи", которые стоят денег. Но это уже нюансы, для каждой компании свои.
- Бухгалтер. Бухгалтерия и отчетность зло, но необходимое. На предыдущем месте работы за 6 лет я пережила 6 главных бухгалтеров. Это показатель, потому что вести учет в производственной компании мало кто умеет правильно и качественно. Рассчитывать на то, что можно справиться с отчетностью и ведением участия самостоятельно не стоит, тем более что требования меняются постоянно на законодательном уровне и уследить за этим вопросом не профессионалу нереально.
- Ознакомьтесь с законодательством. Знаете что такое блокировки счетов бизнеса по 115-ФЗ? Изучите законы заранее, потому что незнание не освобождает от ответственности. Блокировка счета , например, может парализовать деятельность компании. Оставшись без расчетного счета и, не имея возможности открыть счет в другом банке, работать не получится. Это касается и крупных уже давно существующих компаний.
- Заранее быть готовым, что просто не будет. Придется работать не по расписанию, а все время 24/7, потому что ответственность будет лежать только на вас, не на работодателе.
- Лучше заранее предусмотреть подушку безопасности. Но вы итак это понимаете.
- Заключать договор на любую продажу и покупку, даже самую мелкую начиная с первых дней работы. Стелите себе соломку заранее. Все равно сроки будут срывать, качество будет не соответствовать заявленному, но у вас будет договор и возможность попытаться доказать свою правоту в суде. Суды правда длятся долго, поэтому смотрим предыдущий пункт.
Если вы все еще хотите стать бизнесменом, искренне желаю вам, чтобы взлетело. Скоро я сделаю публикации о том, какая поддержка для малого бизнеса есть в Москве.Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.