От боли девочка отвернулась и получила второй удар в затылок. Снайперский бросок сделала подружка по даче. Обоим 8 лет. Странные игры. Периодически Марина находит на теле Дианы царапины и ссадины. На вопрос: «Откуда?» Слышит один и тот же ответ: «Упала или не знаю, где-то ушиблась».
Вчера родительница случайно стала свидетельницей еще одного неприятного инцидента. Другая девятилетняя приятельница видимо решила напугать Диану, внезапно напала из-за спины. Да так, что родная кровинка упала, разодрала колени , локти. Укладывая спать, обнаружила огромный синяк от падения в области спины. На вопрос: «Откуда такие травмы?» Не задумываясь соврала: упала с велосипеда.
Мама видит, подруги используют дочь. Вместе играют, а потом на просьбу помочь собрать игрушки, навести порядок, разворачиваются и уходят. Однажды предложили оплатить такие услуги. Самое неприятное, что Диана полезла в копилку, протянула 20 рублей.
Материнский вопрос к психологу такой: Как объяснить дочери, что ее используют? Стоит ли разговаривать с несовершеннолетними или их родителями о том, что они поступают плохо? Запрещать ли дочери дружить с дачными друзьями?
Найду ответы я, Татьяна Чернева, психолог и руководитель благотворительного фонда «Звездный порт», выпускница Восточно-Европейского института психоанализа и член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
То, что дочь не рассказывает о происшествиях может иметь несколько причин:
- Она не доверяет или боится реакции мамы.
- Она «забита» не только детьми, но и в семье. Ее мнение не учитывается, потребности в большей мере игнорируются.
- Она достаточно одинока и дорожит хотя бы такой «зависимой дружбой».
- Не умеет разрешать подобные ситуации, в связи с возрастом не имеет подобного опыта.
Марине важно понять причину и перестроить процесс воспитания исходя их потребностей родного человечка. Научить ее на личном примере отстаивать свою точку зрения и границы. Не ругать отличное от родителей мнение, создать безопасное пространства для получения навыка отстаивать свои интересы.
На примерах из книг, кино и мультфильмов показать, что такое настоящее дружба. Во главе ответа поставить слова «доверие», «взаимопомощь», «бескорыстие». Разобрать поведение дачных подруг, задать вопросы: «Можно ли доверять человеку, который намерено делает больно?» «Может ли настоящий друг за оказанную помощь брать деньги?». Пусть сама размышляет над вопросами и делает выводы. Не навязывайте свою точку зрения, ждите, когда ребенок сам дойдет до верных выводов. Задача родителей создать для этого условия, на понятном ребенке языке подобрать информацию. О дружбе много произведений «Гарри Потер», «Снежная королева», «Кондуит и Швамбрания», «Два капитана», «Чучело» и мн. др.
Я бы не рекомендовала разговаривать с подростками, обижающими дочь. У них есть родители, которые могут их воспитывать. Рассказать ли им про то, что случилось? Если уверены, что вас правильно поймут, без обвинений, оценки, а через констатацию факта и рассказ о событии.
А что вы думаете по этому поводу?