Найти тему

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.1): ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ ПРОРОКА ИСАИИ

Книга Исаии — первая среди книг пишущих пророков в нашей Библии. Это одна из самых длинных книг в Ветхом Завете, в ней шестьдесят шесть глав. По объёму написанного материала Исаию относят к «большим пророкам». Исаия был одним из четырёх пророков, пророчествовавших в VIII веке до н.э. Трое других — Амос, Осия и Михей. Некоторые к VIII веке до н.э. относят также Иоиля, Авдия и Иону. Существует большая вероятность, что Иона действительно пророчествовал в этом веке (см. 4 Цар. 14:25), однако что касается Иоиля и Авдия, то время их пророчеств в точности не известно. Амос и Осия работали в северном царстве, Израиле, а Исаия и Михей — в южном царстве, Иудее.

МИР ИСАИИ

Пророк Исаия писал свою книгу в течение долгого и плодотворного служения в Иудее во второй половине VIII в. до н.э.

Это был период политического и нравственного кризиса в Палестине. Он отмечен падением северного царства израильского и возвышением Ассирии как империи. Во время этих событий южное царство иудейское изо всех сил старалось сохранить нейтралитет среди враждебных сил, окружавших это крошечное царство. За эти сто лет в Израиле сменилось восемь царей, а в Иудее — пять. За это же время в Ассирии тоже сменилось восемь царей.

Исаия начал пророчествовать в год смерти царя Озии (6:1) и продолжал в период царствования Иоафама, Ахаза и Езекии (7:1). Из всех израильских царей по имени в книге назван только Факей (7:1). Исаия упоминает также двух ассирийских царей, Саргона II (20:1) и Сеннахирима (36:1; 37:17, 21, 37). В драматических событиях VIII в. до н.э. Египет и Сирия также играли некоторую роль.

Это был век политических интриг, когда маленькие сирийско-палестинские царства стремились к заключению союзов для облегчения бремени той дани, которой их обложила Ассирия. Каждый год они стояли перед выбором: продолжать платить дань или идти воевать против Ассирии. Они направляли немалую энергию на образование коалиций, дабы иметь достаточно сил для того, чтобы освободиться от ассирийского владычества. Самой критической была вторая часть этого века, 750–700 гг. до н.э.

НЕОАССИРИЙСКАЯ ЭРА (745–612 гг. до н.э.)

Феглаффелласар III (также известный в Библии под именем «Фул»), незаконно заняв ассирийский престол, царствовал с 745 по 727 гг. до н.э. Он стремился сохранить свои границы на севере, западе и юге с помощью хорошо обученной армии, оснащённой по последнему слову техники его времени, пользующейся разнообразными тактическими приёмами, не известными его противникам. Что касается государств на границах его империи, то он довольствовался получением заверения в верности от их царей и ежегодной уплатой дани. К бунтовщикам применялись суровые меры. Их города брали в осаду, а когда они сдавались, жителей либо убивали, либо переселяли в другие районы империи. Ассирийцы разработали политику систематических депортаций, в результате которых происходило смешение национальностей и религий. Это сводило к минимуму поводы для восстаний.

Политику Феглаффелласара продолжили его преемники. Ассирийцы правили своей обширной империей практически без приграничных провокаций всё это столетие и почти весь VII век до н.э. — пока Вавилон не окреп настолько, что в 612 г. разрушил Ниневию. Это положило конец мировому владычеству Ассирии.

ЦАРИ ИУДЕИ (767–686 гг. до н.э.)

В этот период в Иудее правили четыре царя. Исаия называет их: Озия, Иоафам, Ахаз и Езекия (1:1). Книги 3 и 4 Царств и Паралипоменон — наши главные источники информации о них.

Озия

Озия (он же Азария; см. 4 Цар. 15:1) стал царём, когда ему было шестнадцать лет, и царствовал пятьдесят два года (4 Цар. 15:1, 2; 2 Пар. 26:3). «Он делал угодное в очах Господних» (4 Цар. 15:3). Автор 2 Паралипоменон пишет: «И прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Пар. 26:5). После того как он одержал несколько побед над соседними неприятелями, его сердце возгордилось. Он вошёл в храм воскурить благовоние, что могли делать только священники. За это преступление он был поражён проказой, от которой не избавился до конца жизни (2 Пар. 26:16–21).

Иоафам

Иоафам, сын Озии, правил вместе с отцом в течение тех лет, когда тот болел проказой. После смерти отца Иоафам стал единовластным правителем. Нам говорится: «Он делал угодное в очах Господних: во всём, как поступал Озия, отец его, так поступал и он» (4 Цар. 15:34). Однако он не разрушил высоты, на которых народ совершал жертвы и курил фимиам идолам (ст. 35). Как мы увидим в пророчестве Исаии, это обернулось для Иудеи губительными последствиями.

Ахаз

Ахаз стал царём Иудеи после смерти своего отца Иоафама. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. Он не стал ходить благочестивыми путями своего отца и деда (4 Цар. 16:2). Он участвовал в языческих ритуалах поклонения Ваалу и Молоху. Он построил на территории храма жертвенник по образцу сирийского, нарушив тем самым закон Моисея (4 Цар. 16:10–16). «Всё было так, будто ожили Ахав и Иезавель со всем их ханаанским синкретизмом, только на этот раз в Иудее!» (Кайзер мл).

Ахаз не внял призыву Исаии верить Богу во время кризиса, спровоцированного Сирией и Ефремом (когда Иудея вынуждена была защищаться от Сирии и Израиля; 7:1–17). Он поспешил за помощью в Ассирию, что привело Иудейское царство под владычество Ассирии. Он раболепствовал перед Ассирией до конца своей жизни. В этот период, в 722 г. до н.э., северное царство, Израиль, было разрушено Салманассаром V и его сыном, Саргоном II.

Езекия

Езекия был соправителем своего отца Ахаза тринадцать из сорока двух лет своего царствования (729–686 гг. до н.э.; см. 4 Цар. 18—20; 2 Пар. 29—32). Когда умер Ахаз, ему было двадцать пять лет (4 Цар. 18:2), и в 715 г. он начал единоличное правление. Езекию называют «царём-реформатором», так как он стремился преодолеть духовную несостоятельность правления своего отца. Во 2 Пар. 29 перечисляются многие из этих реформ: он открыл двери дома Господнего и отремонтировал их (ст. 3), собрал священников и левитов и велел им освятиться и освятить дом Господа (ст. 4, 5), собрал начальников города, чтобы совершить жертвы (ст. 20–24) и восстановил поклонение Господу (ст. 28).

Восстав против Саргона II и Сеннахирима, Езекия стал тщательно готовиться к неминуемому возмездию. Он укрепил крепости и собрал много оружия (2 Пар. 32:5). Он распорядился построить тоннель-водовод, чтобы надёжно обеспечить Иерусалим водой (2 Пар. 32:30). И, хотя многие города Иудеи были разрушены Сеннахиримом, Господня рука сберегла Иерусалим (2 Пар. 32:20–22).

В последние годы жизни Езекия принял вавилонских послов от Меродах Валадана. Они пришли по поручению царя якобы поздравить Езекию с выздоровлением. Езекия опрометчиво показал послам свои сокровища и оружие. Исаия предрёк, что придут дни, когда всё это будет унесено в Вавилон (Ис. 39:1–8).

Все эти беспокойные годы в истории Иудеи Исаия верно исполнял свою миссию. Царям и их подданным он противопоставлял верное слово Господа. Он выступал против союзов с другими народами, потому что они демонстрировали отсутствие веры в Господа.

ЧЕЛОВЕК ИСАИЯ

Пророк Исаия, чьё имя означает «Господь спасает», был сыном Амоса, который, согласно преданию, приходился братом царю Амасии (см. 4 Цар. 14:1, 2). В Библии Исаия называется по имени пятьдесят четыре раза. Он был женат на пророчице (Ис. 8:3), и у них было два сына: Шеар-Ясув (7:3) и Магер-Шелал-Хаш-Баз (8:3). Из Писаний явствует, что Иерусалим был для Исаии родным домом и что он имел тесные личные отношения с царями Иудеи.

Он был призван к служению пророком в год смерти царя Озии (Азарии) (739 г. до н.э.; см. 6:1–8) и продолжал пророчествовать даже в VII веке. Его пророчества оказали глубокое воздействие на авторов Нового Завета, которые упоминали его по имени двадцать два раза. Его называют «мессианским пророком» за многие пророчества в его книге, предвещавшие приход Мессии.

АВТОРСТВО

До прихода в XVIII в. рационализма все шестьдесят шесть глав книги Исаии считались произведением одного человека: пророка Исаии. К концу XVIII в. Джон Дёдерлейн высказал предположение, что эта книга на самом деле написана двумя авторами: пророком Исаией (гл. 1—39) и другим автором, условно названным «Второисаией» (гл. 40—66). Бернард Дум (1847–1928) настаивал, что есть и третий автор («Третьеисаия»), который, предположительно, около 450 года до н.э. написал последние главы книги.

Те, кто верит в богодухновенность и авторитет Библии, давали адекватные ответы на этот теологический либерализм с момента его возникновения. Освальд Аллис, Эдвард Янг, Роланд Харрисон, Глисон Арчер и другие учёные тщательно изучили и отвергли домыслы о нескольких авторах книги Исаии.

Приведём несколько факторов в поддержку единства книги Исаии:

(1) Новый Завет цитирует отрывки, которые критики не считают принадлежащими перу Исаии, называя их автором пророка Исаию (Мф. 3:3; 12:18, 21; Лк. 4:17; Ин. 1:23; Деян. 8:28; Рим. 10:16, 20).

(2) Когда в III в. до н.э. иудейские учёные перевели Септуагинту, не было и речи о существовании более чем одного автора.

(3) Свитки Мёртвого моря не разделяли текст Исаии на главе 39.

(4) Последовательное христианское и иудейское предание на протяжении многих веков относят авторство книги к одному только Исаии. Только с возникновением скептицизма в XIX веке книга была разделена на части и были выделены разделы, которым стало приписываться другое авторство.

(5) Многие учёные усматривают во всей книге одну последовательную тему, что свидетельствует о её единстве.

ВЕСТЬ ПРОРОКА ИСАИИ

Исаия был верным провозвестником Господа с момента призвания (Ис. 6) и до самой смерти. Он старался нести веру народу, погрязшему в язычестве своих соседей. Ему принадлежит одна из самых великолепных концепций Бога, какие только можно найти в Писаниях. Он сознавал, что говорит народу не от себя, а возвещает вдохновенное Слово Божье. Фраза «так говорит Господь» и её варианты встречается в пророчестве более семидесяти раз.

Исаия предупреждал Израиль о грехе идолопоклонства и бунта против Бога. Он говорил им, что на злодеев падёт Божий гнев. Исаия утешал Израиль, проповедуя о грядущем Мессии, который принесёт искупление и спасение не только Израилю, но и всем народам.

ПРИРОДА БИБЛЕЙСКОГО ПРОРОЧЕСТВА

Терминология

Наби. Этот еврейский термин наиболее часто употребляется в Ветхом Завете для обозначения пророка. Согласно Лексикону еврейского и халдейского языков Гесениуса, это слово произошло от слова «родник или источник воды» и изначально имело значение «бить ключом, литься». В результате оно приобрело смысл «возбуждённо изливать слова под вдохновением» (Браун и др.). Другие считают, что это слово синонимично группе семитских слов со значением «произносить тихим голосом, издавать тихий звук», а отсюда — «возвещать или провозглашать». Главное в этом слове — прорекать, а не предрекать; возвещать, а не предвещать. При этом не следует думать, что предсказание не было существенным моментом — напротив, оно играло большую роль. Однако главной функцией пророка было проповедовать своим современникам Божье Слово, полученное по божественному вдохновению. Пророку надлежало быть верным представителем Бога, провозглашавшим весть, в которой люди нуждались в их время и в их обстоятельствах.

Существительное наби («пророк») и небиим («пророки») в различных формах в двадцати семи книгах Ветхого Завета встречается 325 раз. Глагольная форма этого слова в девяти книгах употреблена 119 раз. «Пророками» в Библии названы двадцать четыре человека. Помимо пишущих пророков, такие известные фигуры, как Авраам (Быт. 20:7), Аарон (Исх. 7:1) Самуил (1 Цар. 3:20), Саул (1 Цар. 10:11, 12), Моисей (Втор. 34:10), Илия (3 Цар. 18:22) и Елисей (3 Цар. 19:16), тоже названы пророками. Во Втор. 18:9–22 мы видим одно из наиболее примечательных употреблений еврейского слова со значением «пророк». В этом тексте перечислены и подвергнуты осуждению девять суеверий хананеев. В противоположность языческим способам получения информации, Бог даёт Своё откровение через избранных выразителей Его Слова — пророков.

Хозех; роех. Для обозначения «пророка» и «пророчества» в Ветхом Завете используются ещё два других слова. Первое из них, хозех, находится в Ис. 30:10 во множественном числе и в Синодальной Библии переводится не «пророки», как в Современном Переводе, а «провидящие». Форма женского рода этого корня переводится как «видение». Возможно, самое древнее слово для обозначения пророка — это роех. В 1 Цар. 9:9 оно переводится «прозорливец». Оно происходит от самого обычного еврейского слова, означающего «видеть».

Эдвард Янг делится интересным наблюдением:

«Слово наби подчёркивает активное участие пророка в провозглашении Божьей вести. Слово же роех на передний план выдвигает то, как пророку было дано «узреть» эту весть. Одно слово передаёт связь пророка с народом, а другое — его связь с Богом».

Вальтер Кайзер мл. говорит: «…наби — тот, кто послан Богом возвещать Его слово. Роех — тот, кому дано проникать в прошлое, настоящее и будущее. [Хозех] получал свою весть в видении». Все эти три слова употреблены в 1 Пар. 29:29: «Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила, провидца [роех], и в записях Нафана, пророка [наби], и в записях Гада, прозорливца [хозех]».

Подведём итог: пророком был человек, говоривший от имени Бога. Его весть могла касаться прошлого, настоящего и будущего. Он ясно и вполне определённо возвещал откровение, полученное через сошедшего на него Духа Господня. Пётр очень удачно сказал:

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:19–21).

ФУНКЦИИ ПРОРОКОВ

Джэк Льюис приводит пять функций пророков. (1) Они были борцами за религию Яхве во времена кризиса. (2) Они были, в первую очередь, не социальными или политическими реформаторами, а божественными выразителями общей ситуации. (3) Через них Бог говорил с народом. (4) Они были не просто мудрецами, но вдохновенными мужами. (5) Они были совестью израильского народа.

Другие определения пророков носят поучительный характер. Они были стражами (Иез. 3:17), людьми Божьими (1 Цар. 9:8), вестниками Господними (Агг. 1:13) и рабами (Иер. 7:25).

ПРОРОЧЕСТВО И НОВЫЙ ЗАВЕТ

Вдохновенные авторы Нового Завета полностью осознавали неразрывность между предсказаниями ветхозаветных пророков и их исполнением в I в. н.э. Сам Иисус говорил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон и пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Идя в Иерусалим в последний раз, Он, «отозвав… двенадцать учеников Своих, сказал им: “Вот мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом”» (Лк. 18:31). После Своего воскресения Иисус сказал апостолам: «Вот то, о чём Я вам говорил, ещё будучи с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах» (Лк. 24:44).

Церковь и апостолы понимали, что искупление, ставшее возможным благодаря смерти, погребению и воскресению Господа, было исполнением пророчества. В своей проповеди в Соломоновом притворе храма Пётр сказал:

«Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времён совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь, Бог ваш, воздвигнет вам из братьев ваших пророка, как меня, слушайтесь Его во всём, что Он ни будет говорить вам…». И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорило, также предвозвестили дни эти» (Деян. 3:18–24). На счету Исаии целый ряд пророчеств, которые исполнились в жизни Христа. Это предсказания, связанные с Его рождением, служением, смертью и воскресением. В частности, Евангелие от Матфея указывает на исполнение многих пророчеств Исаии.

КАРТИНА БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ

Это было «наилучшее и наихудшее время» для израильского народа. Наихудшее в том смысле, что Божий народ оставил Его. А наилучшее — в том, что Бог благоволил к ним, и ужас греха мог обратиться в счастье спасения.

Книга Исаии начинается с нескольких коротких слов — короткого предложения, исполненного Божьей благодати. Народ, о котором говорит Исаия в стихе 1, — «Иудея и Иерусалим», но это обозначение используется на протяжении всей книги Исаии в смысле всего народа израильского. Таким образом, книга эта взывает ко всему народу возвратиться к Богу.

Что мы видим в этом коротком предложении о чудесной милости Божьей и Его благоволении? Давайте отметим следующие мысли данного стиха, которые читаются между строк:

Его благодать — Его первая реакция. Книга Исаии — это призыв к покаянию и принятию Божьей благодати. Где существует грех, там первой реакцией Бога является благодать, а не осуждение. Землю охватил грех, и Бог через эти писания взялся за исцеление недуга.

Эта мысль повторяется в Новом Завете в более полной форме прихода Господа Иисуса. Бог приходит к человеку с предложением благодати. Человек не всегда ищет Бога, но Бог ищет человека всегда.

Его благодать индивидуальна и конкретна. Книга Исаии — о том, что Бог делал в той или иной исторической ситуации. Бог неизменно конкретен. Он всегда отвечает определённым образом в определённое время.

Он по Своему обыкновению выбирает человека, через которого сообщает о Своём предложении любви. В данном случае поводом для такого предложения было отступничество израильского народа. Дату этого события можно установить вполне точно.

Наши отношения с Богом основаны на определённом моменте, когда мы покоряемся Ему, и на каждодневном фактическом хождении с Ним. Это познание Бога не нечто эфемерное; оно происходит во времени и пространстве и потому реально.

Его благодать достаточна. Книга Исаии даёт адекватный ответ на отчаянную ситуацию. Божья благодать не прикладывает пластырь, который только устраняет симптомы, но не лечит саму болезнь. Бог перевяжет раны народа и исцелит их болезни, если они без принуждения будут слушаться Его.

Бог не обман, не какое-то сказочное Существо, которое просто улучшает наше самочувствие «сладкой» вестью. Он реально прощает и полностью исцеляет. Он всецело удовлетворит ваши нужды, если вы обратитесь к Нему в вере и послушании.

Вывод. Эти три мысли предваряют евангелие. Когда наступила полнота времён, Иисус принёс нам евангелие Божьей благодати — её обещание, её конкретику и её полноту.

А для вас Божья благодать реальна? Если нет, то вы делаете истину о Нём выдумкой. Достаточно ли для вас Его благодати? Если нет, то вы приняли только часть того, что Он предложил вам. Стала ли для вас Его благодать реальностью? Если нет, то вам нужно принять Его благодать. Примите её сегодня, сию минуту, и с этого момента пребывайте в ней.