В отличие от ЗИЛа и ГАЗа, которые по большей части выпускали грузовики капотной компоновки (не берем в расчет ГАЗ-66), КамАЗ с самых первых дней своего существования сконцентрировался на бескапотных моделях.
Даже самые первые прототипы (подготовленные еще на ЗИЛе, кстати) имели узнаваемую кабину над двигателем, которая неоднократно модернизируясь дошла до наших дней в виде модельного ряда "Классик".
Но капотные КамАЗы всё же были, хотя о них мало кто знает. И я сейчас не говорю про гоночные прототипы команды КамАЗ-Мастер с оперением от Mercedes-Benz Zetros, а про модель 4355, выпущенную очень ограниченным тиражом в 2003 году.
Впервые КамАЗ-4355 дебютировал на Московском автосалоне в 2003 году в виде бортового грузовика с тентованным кузовом. Это был крайне неожиданный дебют от завода, до этого выпускавшего исключительно бескапотные модели.
Он даже умудрился получить приз, как лучший внедорожный грузовик года, обогнав соперников от Урала и ГАЗа. Вот насколько неожиданно для всех было появление КамАЗа-4355.
Основными сферами применения капотного КамАЗа должны были стать нефтяные месторождения и лесозаготовки. Кроме этого рассматривалось использование грузовика для проведения различных спасательных операций. В общем, он готов был взять на себя любые экстремальные работы.
Капотная компоновка была выбрана не просто так, несмотря на то, что она уже давно считается устаревшей. Она давала ряд преимуществ на бездорожье, особенно в северных широтах.
Во-первых, это более оптимальное распределение нагрузки по осям. Во-вторых, для доступа к двигателю больше не надо было поднимать кабину, а это крайне важно при эксплуатации в холодном климате.
Сама кабина, кстати, была взята от серийных бескапотных КамАЗов практически без изменений. А вот капот сделали из прочного стеклопластика единым элементом с крыльями.
В основе же было уже проверенное временем шасси полноприводного грузовика КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6. Его снаряженная масса составляла 20 тонн, а грузоподъемность - чуть больше 10 тонн. Максимальная скорость - 90 км/ч. В общем, совершенно обычные для грузовиков этого класса показатели.
Испытания грузовика прошли в 2004 году. На его базе были созданы самые разные модификации, начиная от пожарного грузовика и заканчивая автокраном Клинцы КС-55713-7К, который появился в 2006 году.
Последний, кстати, имел грузоподъемность 25 тонн и был предназначен для погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах.
К сожалению, заводу не удалось наладить серийное производство КамАЗа-4355. Вероятно, просто не нашлось достаточно спроса. Тем не менее, какое-то небольшое количество было выпущено. А часть из них до сих пор трудится по прямому назначению.