Сегодня последнее воскресенье июля, а значит и День Военно-морского флота. Поздравляю всех моряков 🚢 с профессиональным праздником ❤
Мой дедушка служил на флоте во время и после войны, и мы в семье традиционно отмечаем День ВМФ каждый год. Предлагаю в честь праздника устроить небольшую ретроспективу фильмов про военных моряков. Начнем с великого фильма «Мы из Кронштадта» 1936 года.
Это история о бесстрашных балтийских моряках во время Гражданской войны, снятая по пьесе и по сценарию Всеволода Вишневского, который прекрасно знал контекст, потому что сам служил на флоте и профессионально работал с источниками.
Формально это история одного подвига во время осады Петрограда армиями белогвардейцев и «партнеров», фактически – могучая притча о победе над злом.
Триумф в Париже
Фильму признавались в любви многие, в том числе большой писатель Грэм Грин. А в 1937 «Мы из Кронштадта» показывали на той самой Всемирной выставке в Париже, в эпоху, когда, по словам театральной художницы и жены Вишневского Софьи Вишневецкой, «фашизм переходил в наступление».
И все-таки «Интернационал» с экрана прозвучал (хотя его пытались запретить), а фильм получил не только овации и восторг первых зрителей, но и гран-при.
Кто стоит за идеальной композицией кадра
Добиться такой силы высказывания удалось во многом благодаря работе художника-постановщика Владимира Егорова, основателя советской кинодекорационной школы, который первым начал делать эскизы к фильмам.
«Егоров пришел в кино, и открыл тайну раскадровки. Он сравнивал это с книгой, читая которую устремляемся своим умом все дальше и дальше, ожидая еще более острых событий. Он говорил студентам, как важна в кадре композиция – главное должно быть сильно выражено, а второстепенное – лишь помогать картинке, сюжету.
Вот посмотрите на эскизы к фильму «Мы из Кронштадта» – какая мощь, потрясающее искусство, оно вызывает у зрителя слезы. Вспомните сцену расстрела людей с камнем на шее. По силе воздействия это выдающийся фильм, его можно поставить рядом с «Броненосцем Потемкиным».
Герман Черемушкин, ученик Егорова, художник, преподаватель Строгановки
Как проходила работа над фильмом
Сохранилась крутая история о том, как молодой и тогда еще не очень опытный режиссер Ефим Дзиган работал с опытным уже и именитым Егоровым на фильме «Мы из Кронштадта»:
«Не успев поздороваться с командиром линкора, Егоров тут же деловито стал мерять шагами палубу вдоль и поперек, определяя ее размеры. Нас пригласили в боевую рубку. Пока мы ее осматривали, Егоров исчез. Спустя некоторое время вахтенный офицер доложил капитану, что в машинном отделении в глубинах корабля задержан «какой-то штатский» — он зарисовывал в блокнот схемы боевых механизмов.
Вскоре под охраной двух вооруженных моряков был доставлен «арестованный». Владимир Евгеньевич, раздосадованный, что ему помешали закончить чертежи, начал выражать свое неудовольствие. Но, взглянув на часы, ринулся на пирс — до отхода парохода в Ленинград оставались считаные минуты».
Из воспоминаний режиссера Ефима Дзигана
В результате всего за три часа осмотра натуры художник Егоров уже через три дня прислал Дзигану пачку сильнейших эскизов, в которых сумел уловить самую суть военного города Кронштадта и его суровую поэзию.
Виды Кронштадта и обратная связь
Обязательно посмотрите этот фильм сегодня или в ближайшее время и обратите внимание, насколько здорово он сделан! Здесь почти нет открыточных видов, панорам, роскошных интерьеров и прочих красивостей – настолько органично все «вплетено» в ткань киноповествования.
Главная достопримечательность в фильме «Мы из Кронштадта» – даже не столько силуэт выдающегося Морского собора (в те годы внутри храма работал кинотеатр имени Максима Горького), сколько живописные волны Финского залива, которые производят неизгладимое впечатление. Ну а после того как посмотрите, напишите, пожалуйста, здесь в комментариях свои отзывы.
Наша праздничная ретроспектива продлится неделю-две, поэтому называйте другие военно-морские фильмы, которые вам хотелось бы обсудить 💬