Всем, кто хотя бы чуть-чуть знаком с античной мифологией, наверняка, запомнился факт, что легендарного певца и поэта Орфея убили безумные вакханки. Причем, не просто убили, а совершенно чудовищным образом - разорвали на части! Почему Орфей удостоился такой участи?
Дионис очень тесно связан с измененными состояниями сознания, его пограничный статус между мирами богов и смертных этому способствовал. Именно понятия «мании», «безумия», «одержимости» являются обязательными составляющими образа этого бога. Дионис - сила творческого экстаза, в котором стирается граница между «добром» и «злом», «правильным» и «неправильным».
Орфей - это не просто великий поэт, влюбленный в свою жену Эвридику, большинство знает его именно таким. Орфей - апостол Диониса, родоночальник мистических практик, известных как «Орфические таинства». Именно в этом качестве его описывают древние авторы.
Неудивительно, что Орфей повторяет жизненный путь своего бога: он укрощает диких зверей, спускается в царство Аида и гибнет от рук менад, охваченных священным безумием, так же как и Дионис-Загрей.
В самом способе убийства Орфея прослеживается очень древний ритуал, известный еще со времен крито-микенской культуры, когда для единения с богом жертвенное животное разрывали на части и поедали сырым (нечто подобное можно видеть в ритуалах вуду). Похоже, такие случаи ритуальных убийств не только животных, но и людей не были редкостью: неспроста в римской империи вакханалии были под запретом и с ними боролись на государственном уровне.
Был ли Орфей реальной исторической личностью? Вероятно, его жизнеописание на 100 процентов является легендой. Орфея можно рассматривать и как земное воплощение Диониса, история которого служит иллюстрацией орфического учения.
Огромную роль в орфическом учении играл миф о Загрее (см. статью «Рождение Диониса: часть первая»). Как известно, первого Диониса разорвали титаны, которых потом уничтожил Зевс. Люди возникли и пепла титанов, поэтому в них всегда борются противоположные начала. Поэтому особое значение приобретает ведение праведной «орфической жизни».
В каждом человеке есть частичка разорванного Диониса, который стремится к воссоединению в единое целое. Титаническое начало, напротив, толкает людей к индивидуализму и привязывает к земле. Это приводит к бесконечным перерождениям души в новых телесных воплощениях. Колесо Сансары в чистом виде...
Вероятно, здесь есть очень сильное влияние буддизма, которое могло прийти из Индии и было адаптировано к греческому восприятию. Кстати, орфики практиковали вегетарианство, так как душа может переродиться и в теле животного! Выход из чреды бесконечных болезненных перерождений есть: надо трижды безупречно прожить свой век не только на земле, но и на том свете.
Приверженцем орфизма был Пифагор, большое влияние это учение оказало на Платона. У орфиков впервые появляются понятия Чистилища, Рая и Ада, несвойственнные античному мировоззрению. Потом эти понятия были восприняты христианством. Как пишет Фаддей Зелинский, «без Орфея и Данте немыслим».