С p. Venezia (площадь Венеции) по via del Plebiscito (улица Плебешито) можно дойти до главной церкви ордена иезуитов-Джезу (Chiesa del Gesu, архитекторы Дж. Виньола и Дж. делла-Порта, 1568-1584). Это одна из первых и наиболее удачных построек в стиле барокко. Внутри заслуживает внимания живопись художника Дж.-Б. Гаули, по прозванию Бачичча, расписавшего своды центрального нефа. Верующие в XVII в., впервые попавшие в Джезу, испытывали потрясение: вместо традиционных сводов они видели бездонные небеса, изображающие триумф Христа и вступление Девы Марии в рай. В трансепте блестят золотом роскошные алтари, считающиеся одним из лучших в мире.
В северном трансепте находится капелла Святого Игнатия Лойолы, украшенная серебром и драгоценными камнями, символизирующая, по замыслу архитектора, могущество, вселенский размах и богатство ордена иезуитов. В алтаре, обрамленном колоннами из лазурита, в позолоченной урне хранится прах святого Игнатия. Алтарь (1696-1700 гг.) сделан по проекту отца-иезуита Андреа Поццо, автора купола-обманки и росписей в церкви Сант-Иниацо. Фигуру святого Игнатия скульптор Легро отлил из серебра. В XIX в. статую святого Игнатия переплавили в слитки для выплаты контрибуции Наполеону. Нынешнюю отлил Канова, а от старой алтарной композиции осталась выразительная группа "Триумф истиной веры над ересью" (справа от алтаря).
Обращает на себя внимание гробница святого Роберто Беллармино (скульптор Бернини, в левой части аспиды). Лицо, поворот головы, молитвенно сложенные руки, борца за католическую веру, выражает безграничную уверенность и осознание абсолютной правоты учения Христа.
В южном трансепте-мраморная капелла Святого Франциска Хавьера: великий проповедник умер в одиночестве (1552) на острове близ побережья Китая, а почти через 150 лет его мощи перезахоронили в Индии, в городе Вель-Гоа. В капелле хранится рука святого, которого он крестил, обращая в христианство, индусов и японцев.
Около церкви стоит небольшой домик, где Игнатий лойола провел последние годы.
Прежде чем покинуть p. Gesu, можно полюбоваться на огромный дворец кардинала Альтьери (Palazzo Altieri, 1650). У него два парадных входа и еще один неприметный, сохранившийся от "домика старухи". Когда принц Альтери задумал построить дворец на p. Gesu, выяснилось, что для воплощения его планов необходимо снести все стоявшие там дома. Не задумываясь, Альтери приказал скупить их, а затем разрушить. Но среди предназначенных к сносу строений оказался небольшой домишко, принадлежавший бедной вдове сапожника по имени Берта, которая решительно отказалась продать свой дом принцу. Что-бы уладить дело, старухе предложили сумму, намного превышающую стоимость ее жилища, но вдова опять отказалась: ни мольбы, ни угрозы не могли заставить ее отступиться. Люди Альтьери обратились за советом к папе и он запретил трогать бедную вдову. И тогда, реставрировав убогое жилище и сохранив отдельный вход в него, архитектор Росси встроил домик Берты в массивный комплекс дворца. Этот домик и сейчас можно видеть с via S. Stefano del Cacco (улица Сан-Стефано-дель-Какко).
На углу via degli Astalli (улица Асталли) и via Plebiscito стоит дворец Грациоли (Palazzo Grazioli), на карнизе которого стоит мраморная кошка. Дворец принадлежит итальянскому МИДу. По via Gatta (улица Гатта, улица Кошки) дойдем до p. dell Coleggio Romano (площадь Колледжо-Романо), на которой находится Римский колледж (Collegio Romano, архитектор Амманати, 1585). Это первое и самое большое богословное учебное заведение иезуитов, где обучались многие будущие папы. На фасаде-двое часов: обычные и солнечные, в башне правого крыла-метеорологическая обсерватория (с нее до 1925 г. колокол передавал сигналы точного времени).
Via S. Ignazio (улица Сант-Иниацо) приведет на одноименную площадь (p. di S. Ignazio), которая производит удивительный сценический эффект благодаря стоящим полукругам зданиям необычной формы, построенным в XVII в. мастером римского рококо Ф. Рагуццини. На площади находится церковь Сант-Инацио-ди-Лойола (Chiesa di S, Ignazio di Loyola, барокко, 1626). Внутри церкви можно увидеть купол, которого нет снаружи. По существующей версии, у архитекторов из-за размера церкви не было возможности спроектировать настоящий купол, т.к. он бы загораживал свет соседним зданиям, и было решено сделать временный ("фальшивый") купол на плоском потолке, диаметром 17м (Андреа Поццо, 1685). В XIX в. временный купол был поврежден, реставрация завершилась в 1963 г.
По via del Seminario (ул. Семинарио) пройдем к p. della Rotonda (площадь Ротонда), на которой стоит очередной египетский обелиск, фонтан и выдающийся памятник древнеримской архитектуры Пантеон (Panteon, 27 г. до н.э.)
Храм, посвященный всем богам (в переводе с греческого pan-все;theos-боги), уникален: чудо, что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас не в руинах. Храм построен при Марке Агриппе, а при императоре Адриане (118-128 гг. до н.э.) круглый храм был перестроен, предположительно, по проекту Аполлодора Дамасского.
Пантеон представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим кессонированным куполом (диаметр свыше 43,4м: по этому показателю он больше, чем купол собора Святого Петра, но купол собора значительно выше) с отверстием (диаметр 9м), через которое храм освящается дневным светом и проветривается. Толщина стен- 6 метров. Нетипичное для римской архитектуры здание должно было олицетворять незыблемость Римской империи.
Под сводами Пантеона человеку легко ощутить себя в центре вселенной: сверху на него смотрит "око Пантеона". Возведение купола такого размера-задача, над решением которой и в последующие века бились величайшие зодчие.
В 609 г. храм перестроили в христианскую церковь Санта-Мария-ад-Мартирес. В XIV в. здание использовали как крепость. В XVII в. по распоряжению папы Урбана VIII с крыши Пантеона сняли бронзовое покрытие с портика, чтобы отлить балдахин в соборе Святого Петра. Ныне Пантеон-национальный мавзолей.
Первым желание быть похороненным в Пантеоне высказал в своем завещании Рафаэль Санти. Вслед за ним были похоронены художники Дзуккари и Каррачи, члены Савойской королевской династии. Со временем слово пантеон стало нарицательным и обозначает место погребения достойных граждан Отечества. В XX в. такой чести удостоены короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
В районе Пантеона много кафе, которые славятся кофе и мороженным: Giolitti, La Palma, San Eustacio.