Предупреждаю, много букв (около 7500).
Пока не могу чётко сформулировать на эту тему мысли. Но считаю нужным написать, так как знаю, что меня читают родители аутистов. И, возможно, кто-то, как и я, не знает этой информации.
В начале месяца я написала заметку о том, как учила сына писать, когда он не умел учиться.
Если кратко, то я отметила тот факт, что он мог писать и выполнять множество действий, в том числе и что-то говорить, если был сильно отвлечён, например, мультиками. Но как только начинал концентрироваться на необходимости писать, то сразу бросал фломастер и отказывался это делать.
Я ещё в заметке задала вопрос, знает ли кто-нибудь, почему он так себя вёл.
И вот хороший человек не прошёл мимо и ответил, что есть такое расстройство, как диспраксия, один из симптомов которого — неспособность совершать целенаправленное действие. То есть человек может владеть некими навыками и делать их спонтанно, не задумываясь, но как только он пытается или от него требуют совершить эти действия, человек не может. Не не хочет — не может.
Поверхностно почитав об этом расстройстве, я впала в лёгкий шок.
Но чего-то конкретного пока сформулировать не могу.
Последние дни перебираю в голове все те открытия, которые сделала, обучая сына последние полтора гора, вспоминаю те упражнения, которые мы делали.
И, повторюсь, пребываю в шоке.
Я много написала под тем постом в комментариях, можно прочитать.
Здесь добавлю, что первое, что я поняла, начав сына обучать, и решив проблему с негативным поведением, это то, что он очень ответственный и старательный. То, что он мог понять, и мог делать, он выполнял в каком бы объёме я ему не давала материал.
Например, графические диктанты. Муторное и долгое действие. Надо посмотреть инструкцию, нарисовать палочку, опять инструкцию, опять палочку. Сын это понимал и делал столько, сколько давали.
Как только он научился считать, мог решать примеры штук по сто за раз. Не сопротивляясь. Последовательно один за другим. Уставал, отдыхал и решал дальше.
Прописи. То же самое. Огромные листы. Медленно и криво, но старательно он выводил свои каракули.
Различные игры, которые он понимал, поддерживал, пока они не заканчивались.
Но, существовало множество вещей, которые он пытался выполнить, но мгновенно уставал. Так это выглядело. Нет, он пытался из последних сил что-то делать, но было очевидно, что внимание отсутствует и он вообще ничего не понимает.
Хотя уже точно было ясно, что он понимает обращённую речь.
Я это восприняла, как - не понимает инструкцию или очень быстро устаёт.
Например, я выкладывала видео, как мы с ним занимались речью в момент, когда он писал прописи. И там же написала, что это не случайно. Потому что заметила, что он очень быстро устаёт, пытаясь ответить на вопрос: Какой первый звук в слове АИСТ? И всё в таком же духе.
То есть если посадить его за стол и просто поговорить, это вызывало мгновенную усталость и неспособность отвечать на вопросы.
Конечно, это ещё и выглядело, как нежелание отвечать.
Но на тот момент я уже точно знала, что он не может.
Потому что убедилась в том, о чём написала выше. Если сын что-то мог, то он это делал. И очень старательно.
Я нашла решение, как обойти эту усталость с упражнениями по речи. Дала ему прописи, а это как раз и есть отвлекающий манёвр. То есть сын сосредотачивался на том, что у него получается делать и спонтанно, не задумываясь сильно надо ответами, мог произносить слова. То есть это именно то, о чём и говорит это расстройство — неспособность совершать целенаправленные действия.
Ещё очень яркий пример с рисованием.
Сын очень долгое время не мог рисовать. Не мог нарисовать зайца, например. Он просил нарисовать его, а сам не мог.
В начале я думала, что, может, у него что-то с руками. Моторика и всё такое. Но когда мы уже точно решили эту проблему, или хотя бы очень сильно подвинулись в её решении до той степени, что он начал бегло безотрывно писать письменными буквами. Очевидно же что каких-то мегапраблем с руками быть не может. И человек должен быть способен нарисовать примитивного зайца: кружочек, несколько овалов и глаза.
При этом он много всего копировал.
Но зайца из головы он нарисовать не мог. Это выглядело очень странно.
Нарисуй зайцы, говорю ребёнку. У сына стекленеют глаза, внимание куда-то улетает, расфокус. Я не могла понять, что это такое.
Потому что ну очевидно же, что он может сделать это.
Тогда я начала думать, что может, у него с воображением что-то не так. Говорят же, что аутисты очень конкретны. Ну хорошо.
Тогда я нашла пособие по рисованию, в котором пошагово разложены рисунки.
И тогда дело пошло.
Как только мы нарисовали штук сто рисунков по этим инструкциям, проблема с рисованием решилась.
Он не стал рисовать красиво или точно, но он стал рисовать то, что ему надо.
То есть он набрал кучу алгоритмов создания рисунков, а так как он способен к аналогиям, то может перенести имеющиеся знания по рисованию того зайца на этого своего.
Так же и с ролевыми играми. Думаю, все родители аутистов сталкивались с тем, что дети не играют в подобные игры. А если с ними начинать систематически играть, то я, как и многие другие родители, наблюдаю следующую картину. Ребёнок начинает играть в такие игры. Но. Он практически полностью повторяет игру, в которую играл или с родителем или с педагогом. Ничего своего он не вносит. Выглядит это мягко сказать странно. Но это факт. И это так же подтверждает тот самый симптом, который я наблюдаю во всех проявлениях своего ребёнка: неспособность совершить целенаправленное действие, если оно новое. Он не может ничего создать, если предварительно ему не показали шаблон.
Но может компилировать, а для этого у него должен быт огромный запас. И только обрастая этим запасом вариантов, он начинает постепенно, по инициативе педагога вносить в это что-то новое. То есть его специально надо учить совершать новое. Или вносить варианты.
Например, из последнего. Сын очень много копирует рисунков.
Узнав об этом расстройстве, я вдруг поняла, почему он не может сам раскрасить эти рисунки. То есть перед ним шаблон. И он по шаблону рисует, а потом раскрашивает.
Но все попытки объяснить ему, что он сам должен выбрать цвета, всегда натыкались на стену непонимания.
И вот я решила проверить, поймёт ли он на этот раз.
Предложила ему самому выбрать цвета.
Он выбрал в итоге, но делал это с вопросом. Показывал карандаш и спрашивал, правильный ли он цвет выбрал. Я ему говорю, любой, какой тебе нравится. И вижу ступор.
А на следующий день он выбрал точно те же цвета, что и в первый. И в той же последовательности их использовал. При том, что карандаши были другие, он нашёл похожие цвета.
Я могу ещё очень долго перечислять и рассказывать, где и в какой области всё это встречается у сына, обо всё этом я планирую писать дальше.
И так уже очень много букв.
А эту заметку сделала для того, чтобы родители аутистов обратили внимание на это расстройство. Всем же известно, что аутизм — не просто аутизм, но и часто группа различных расстройств. Вот только вычленить их в силу неадекватного поведения ребёнка очень сложно.
Возможно, кто-то узнает в своём ребёнке что-то из мной описанного выше. Или вспомнит, что-то типа: когда ему, ей (сыну, дочери) что-то надо, он, она делает. А вот по просьбе никогда, не хочет. Он же аутист.
Я часто это говорила и часто встречаю подобные высказывания в интернете.
Изучения диспраксии, повод задуматься, а не не хочет ли ребёнок что-либо делать? Может, он просто не может?
Ну, и важно знать об этом расстройстве, потому что существуют более конкретные и доступные методики коррекции, разработанные специалистами.
Ну и несколько из них вот я, например, случайно, занимаясь с сыном, открыла.
Удачи и терпения вам!