Война Гнева - одно из главных событий в мире Средизмья, решительно изменившее не только расстановку сил в нём, но и сам ландшафт континента.
Читатели "Властелина Колец" и "Хоббита" помнят, что в Средиземье было много зла, не подчинявшегося Саурону и не от него произошедшего. Например, Балрог или драконы. Однако и балроги, и драконы были слугами Моргота - первого Врага, который окончательно (ну... почти) был повержен именно в Войне Гнева. Оставшиеся после этого недобитыми силы зла мы и видим в "Властелине Колец".
В "Сильмариллионе" эта великая (по своим итогам) война описана не то, чтобы подробно. Совершенно ясно одно - силы Валинора пришли на помощь Свободным Народам Средиземья и сокрушили Моргота. Мы знаем, что в битве участвовали:
*) ваниар (эльфы света)
**) нолдор ("эльфы земли", как их называет "Хоббит", те самые, к которым приналежали Галадриэль и Гиль-Галад) под предводительством Финарфина, до тех пор остававшиеся в Валиноре.
***)Там же был и глашатай Эонве, один из майар (то есть соплеменник Гэндальфа и Сарумана). Вероятно, были и другие из его рода, хотя о них не упомянуто.
Противостояли им армии Моргота.
Остальное менее ясно. "Сильмариллион" лишь мельком упоминает, что когда Моргот выпустил на белый свет свою армию крылатых драконов под предводительством Анкалагона Чёрного, чаши весов битвы стали колебаться. Однако когда величайший из драконов был повержен героем Эарендилом, разгром Моргота стал неизбежен. Его пленили и выкинули во тьму безвременья, а субконтинент был разрушен.
Почему валар - "боги" мира Толкина, - вообще решили вмешаться только на исходе Первой Эпохи? Почему они так долго ждали, прежде чем покончить с Морготом? Согласно опубликованному "Сильмариллиону", всё дело в том, что мореход Эарендил с помощью света Сильмарила смог преодолеть окружающие Валинор защитные моря и упросить валар оказать помощь народам Средиземья. Таким образом, вся схема истории с Сильмарилами, которые были причиной исхода нолдор из Валинора, обретает логичное завершение, и все нити "Сильмариллиона" сходятся воедино.
Однако!
Изначальный план Толкина был вовсе не таким. История Эарендила в ранней версии заканчивалась очень печально (перевод делаю на коленке, так что просьба не бить) :
Then he glimmering passed to the starless vast
as an isléd lamp at sea,
and beyond the ken of mortal men
set his lonely errantry,
tracking the Sun in his galleon
through the pathless firmament,
till his light grew old in abysses cold
and his eager flame was spent.
Затем он, мерцая, вышел в беззвёздный простор
как зажжённая лампа в море,
и за пределами ведомого смертным
свершал своё одинокое странствие,
следуя Солнцу на своём корабле,
через лишённый дорог небосвод,
пока его свет не состарился в холодных безднах,
и пламя его стремления не было растрачено.
В следующей итерации Профессор всё-таки позволил Эарендилу достигнуть Валинора, но и здесь мореход странствовал впустую: к тому моменту, как он достигал дивного края, эльфы уже получили весть о падении Гондолина с помощью птиц, и, полные гнева, уже начали свой поход против Моргота без поддержки Валар. Тут важно упомянуть, что Эарендил был как раз из числа гондолинцев, внуком короля Гондолина, так что связь между странствием Эарендила и падением эльфийского города тут самая прямая.
Для Толкина в те времена, если Вы вспомните текст "Хоббита", падение Гондолина было одним из ключевых событий в истории Средиземья (о нём знает даже Бильбо в своей норке и гоблины в своих ямах), хотя в нынешнем Сильмариллионе оно находится несколько в тени. Так что тут была устроена прямая связь между важнейшим падением эльфийского города в истории Средиземья и последующем падением Врага.
Я думаю, примерно тогда же от Эарендила "отпочковался" юмористический образ безуспешного морского странника, который фигурирует в одной из наиболее безупречных и завораживающих поэм Толкина.
И потом, наконец, образ Эарендила почти окончательно лишается своих трагических черт, и он из странника превращается в решительного героя, победителя дракона. Теперь его путешествие - это эвкатастрофа, неожиданное спасение ситуации, когда, казалось бы, уже всё потеряно. Теперь он может склонить Валар к милости, убедить их начать войну с Морготом - и Враг будет повержен. Однако "рудименты" ранних версий остались в "Сильмариллионе", и потому, например, мы не слышим об участии валар или майар (кроме Эонве) в этой войне. Меня лично не покидает ощущение, что валар как-то остаются "за кадром" событий - слишком уж много теряется в этой войне. Так много земли, так много эльфов, не говоря уж о Сильмарилах. Всё это плохо накладывается на картину быстрого и решительного разгрома, которой следовало бы ожидать от выступления всех валар единым фронтом.
Так или иначе, победа в Войне Гнева валинорцев определила как черты самой земли Средизмемья, так и действующих сил (эльфов и Саурона) на Вторую, а частично и Третью Эпоху. В конце концов, памятные нам по "Властелину Колец" Арагорн и Элронд (последний ещё и по "Хоббиту") - являются потомками Эарендила. Элронд, будучи его сыном, был таким образом и правнуком владки Гондолина, - и именно поэтому в "Хоббите" Гэндальф обещал полуэльфу беречь Гламдринг, меч эльфийского короля. Отсюда, я думаю, можно видеть, насколько мир Толкина поразительно связан и продуман - и насколько при этом творчески изменялся самим Профессором, пока не приобрёл нынешний свой вид.