Академическое эссе — зеркало вашего мышления, субъективные впечатления, рассуждения с элементами публицистического жанра. Это яркий способ продемонстрировать приёмной комиссии обширность знаний, навыки глубокого анализа, риторики, аргументации — в этом его отличие от мотивационного письма, содержащего в себе причины выбора факультета и науки. Не перепутайте!
Тема эссе: как выбрать?
Студенту может быть предложена готовая тема или научная область, конкретный предмет рассуждений либо же он может выбрать заглавие самостоятельно. Отдайте предпочтение теме, в которой хорошо подкованы. Хороший вопрос:
- понятно и лаконично сформулирован
- актуален
- оказывается масштабнее, чем казался на первый взгляд
- не содержит точку зрения – она раскрыта только в процессе рассуждений.
Распространённые ошибки:
- Аксиома. Рассуждая об избитых истинах и гипотезах, таких как округлость земли или происхождение человека от обезьяны, вы выходите за рамки жанра.
- Опасные темы: религия, вкусы, политические и личные предпочтения, в которых вы рискуете кардинально разойтись во мнениях с членами комиссии. Даже если область входит в число наипервейших интересов студента, ему предоставится возможность подискутировать позже на занятиях.
Структурные особенности академического эссе
В работе должны присутствовать три компонента: вступление, аргументированно доказанный тезис и заключение. Строгих требований к расположению компонентов нет: тезис может уйти и в заключение, но основная задача автора — обеспечить логичность и целостность текста. Не забудьте при использовании отсылок к чужим работам обозначить это соответствующими ссылками и не перегружайте абзацы — в каждом должна быть обозначена одна законченная мысль или аргумент.
Вступление
Это визитная карточка, шанс заинтересовать читателя: словом или фразой, смелой цитатой зацепить и вызвать любопытство, не отклоняясь при этом от главного тезиса. Используйте черновик, ведь найти интересный «крючок» для вступления проще в ходе работы над эссе, а потом поместить его во вступительную часть. Помните народную поговорку, что стоящая мысль приходит всегда позднее!
Не «лейте воду», старайтесь использовать слова, непосредственно относящиеся к теме сочинения.
Ошибки:
- Пустышка. Абитуриенты грешат цитатами популярных людей, примитивными шутками или громкими заголовками и фактами из СМИ, успевшими порядком надоесть проверяющей комиссии. Такое вступление не вызовет положительных эмоций.
- Сухие факты. Задача вступления — пробудить интерес: не стесняйтесь быть эмоциональными, ведь сдержанное изложение фактов оставит читателя равнодушным.
- Отсутствие целостности текста. Вступление не должно выбиваться из остального текста, должно быть логически обоснованным и связанным с остальными композиционными частями.
Тезис
Выбирая тезис, необходимо твёрдо понимать, что это не научно доказанный факт и не результат проведённых экспериментов и наблюдений, а главная мысль эссе, которую можно выразить в нескольких словах. Для уверенности в наличии тезиса, представьте: проверяющий отложил вашу письменную работу в сторону и, не читая, задал вопрос, какова основная мысль. Два-три предложения, которые понадобятся для ответа — это и есть тезис, краткое изложение всего эссе.
Тема, предлагаемая в учебных заведениях, часто имеет разные интерпретации и подходы. Перед вами не стоит задача найти однозначное решение на поставленный вопрос — помните, что от вас хотят узнать личную точку зрения, проверяют умение логически мыслить и интеллектуальную подкованность. Допустимо отталкиваться от цитаты из трудов любого исследователя или философа, разъясняя ваше понимание их гипотез и то, как они отражают тезис данной работы. В приоритете несомненные авторитеты: Аристотель, Энштейн, Сократ, академики 20 века — не стоит использовать учёных новейшего времени, особенно любимцев прессы.
Ошибки:
- Быть или не быть? Чересчур философский подход к проблеме приведёт к потере твёрдой позиции и превратит эссе в бессмысленные абстрактные рассуждения. Обозначьте конкретное, не слишком радикальное мнение.
- Недопустимый объём. Некоторые ошибочно принимают аргументы за часть вывода, что превращает тезис в непомерно длинное высказывание. Помните: академическое эссе — не школьное сочинение, здесь важна точность и лаконичность.
- Полемика с самим собой. Не стоит обозначать неуверенность в выводе — это вызовет дополнительные вопросы и создаст ощущение незавершённости.
Аргументация
Должно быть несколько причин, определяющих вашу позицию по поставленному вопросу: подробно опишите каждую из них в отдельном параграфе, стараясь соблюдать смысловую последовательность. Не отклоняйтесь от темы и не забывайте, что если того требует логика произведения, тезис может быть размещён в последнем абзаце. Играйте на контрастах и противоречиях, обозначьте несоответствие обывательского представления о предмете научному, поставьте препятствие, которое нелегко преодолеть. Приоритет отдаётся студентам, не только умеющим решить задачу, но и разглядеть её.
Ошибки:
- Сомнительный аргумент. Помните, что само понятие «аргумент» подразумевает его истинность — не стоит приводить в качестве доказательств чьи-то домыслы.
- Не повторяйте дважды. Одна и та же мысль, другими словами выраженная в другом параграфе, создаст впечатление, что сказать нечего. Имея в интеллектуальном арсенале интереснейший факт, который, как вам кажется, обязательно должен «выстрелить», убедитесь, что он имеет непосредственное отношение к основной теме эссе. Возможно, не стоит использовать его в качестве аргумента, но во вступлении это и будет та изюминка, которая привлечёт читателя.
- Нарушение хронологии. Не забегайте вперёд и убедитесь, что отсылаете читателя к информации, уже изложенной вами ранее.
Заключение
В заключении не следует повторять уже написанное — кратко закончите свою мысль, напишите тезис, если решили оставить его напоследок. Заключение должно быть отшлифованным и изящно суммировать предыдущие рассуждения. Хороший способ — поделиться опытом написания именно этого эссе: рассказать, что оказалось самым сложным, какие идеи в ходе рассуждения пришлось отбросить, а какие стали для вас открытием.
Ошибки:
- Новые доводы. Заключение — это подведение итога всего вышеизложенного, эта часть не подразумевает появления дополнительных аргументов: если остались мысли, добавьте дополнительный параграф.
- Излишним будет описывать в конце структуру и содержание своей работы — они говорят сами за себя. Заключение призвано создать у читающего ощущение полноты и завершённости.
А том, как повысить личную эффективность в учебе, смотрите в моем видео:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 7 шагов, как русскому студенту поступить в университет Лиги плюща
✅ Университеты США, где можно учиться с января
✅ ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят