Чтобы разобраться, в чем смысл изобразительного искусства, сначала нужно понять, что такое искусство вообще. И здесь мы сразу сталкиваемся с неясностью и путаницей в определениях. Определений много, приводить их здесь не имеет смысла, можете поискать сами. О запутанности сферы искусства я уже писал раньше, теперь попробую кое-что распутать.
Мне нравится только одно определение:
"Искусство это изображение человеческой судьбы"
Наиболее очевидно это в литературе. Повесть, роман или даже рассказ может описывать судьбу героя полностью – от рождения до смерти. Но может изображаться и часть судьбы: какое-то приключение или важное событие из жизни того или иного персонажа. В романах же мы видим уже не судьбу единственного человека, хотя бы и полную, а переплетение жизненных событий разных людей и даже целых народов.
Но вот вопрос, если я напишу автобиографию на одном листочке, будет ли это искусство? Скорее всего, нет. И что же, значит определение искусства, как изображения судьбы – неправильное? Надо заменить на другое? Только вот ничего лучшего нет. Поэтому заменять я не буду, только уточню кое-что.
Если описание, изображение, воспроизведение чего-либо строго ориентировано на выбранный образец, – это не искусство. Это либо документ, точно фиксирующий некоторые объективные черты оригинала, либо точная копия, тиражная продукция. И то и другое – очень важные составляющие человеческой культуры, социальной организации, науки и производства.
Больше того, документы и копии используются и в искусстве – в качестве исходного материала. Возвращаясь к нашему примеру, в литературе биографическая проза – вполне законный жанр. Это означает, что на основе биографических данных можно создать настоящее произведение искусства. Но тут ключевое слово – «создать», не воспроизвести, а построить, сконструировать, сочинить. Или разыграть по ролям, как пьесу в театре. И тут нужна не то чтобы некоторая свобода, а полная свобода от образца. Как уже говорилось, биографические данные всего лишь исходный материал, предполагаемые обстоятельства, в которых писатель обживается, живет собственной жизнью, даже если в основе – чужая биография. И даже если это биография своя собственная, все равно ее придется не просто вспомнить, а и пережить, и переделать, и переписать заново. А без этого получится не искусство, а документ, которому место в отделе кадров или в архиве.
Таким образом, искусство создается благодаря свободной игре воображения. А что такое игра? Это развлечение. И в самом серьезном искусстве всегда есть черты игры и развлечения. Любая игра содержит, в свою очередь, два противоположных аспекта: правила и эффекты. О правилах нужно договариваться с самого начала и их надо соблюдать, иначе играть невозможно. А эффекты это разного рода неожиданности, сюрпризы, раскрывающие возможности игры. Чтобы нагляднее представить, как это работает в искусстве, вспомните спецэффекты современного кино.
Между делом я уже упомянул о таких искусствах, как театр и кино. И вряд ли можно сомневаться, что и здесь изображаются человеческие судьбы, даже если персонажами являются боги, чудовища, роботы или животные. Все это – закономерные последствия свободной и эффектной игры воображения.
Что же в архитектуре? Архитектурные сооружения – весьма важная часть биографий людей, которые в них жили или их посещали. А храмы даже называются именами святых, чьи жития являются высокочтимыми.
В оперном театре происходит нечто похожее на театр драматический, но игра и реплики актеров дополняются пением и музыкой. Здесь, как и в любом театре, важную роль играют художники. Опера – синтетический вид искусства, но в нем все же музыка выходит на первый план. И рассказывает эта музыка опять-таки о судьбах людей.
В балете уже нет слов, важен танец и музыка. Но и без слов – всё о том же. А отсюда уже совсем недалеко и до чистой симфонической музыки. Кроме того, балетная пластика сродни скульптуре.
В скульптурных произведениях довольно часто изображается всего одна фигура. Но это либо мифологический герой, либо герой реальный, но уже с преображенной художественно, пафосной биографией.
И вот, дойдя до живописи и графики, мы пока остановимся. Дело серьезное, рассмотрим подробно в следующий раз.
Иллюстрация на обложке: К. Гарипова. Сцена из балета "Ромео и Джульетта". Компьютерная графика. 2020 г.