За пару часов до начала свадебной церемонии Ло сидела на берегу ручья насупясь, как и подобало невесте. Глаза полузакрыты, губы сжаты, но заметно, как уголки губ подрагивают и кривятся, пряча улыбку. Ло хотелось смеяться. Ей было щекотно. Туалетом невесты занимались младшие сестрёнки. В этом обычай папуасов солидарен с традициями большинства народов мира. Не полагается невесте самой наряжаться, особенно если выходишь замуж впервые.
Подружки невесты трудились не покладая рук – высунув от напряжения языки, они натирали руки и ноги Ло красной охрой. Их прикосновения щекотали Ло. Но смеяться невесте тоже не полагалось.
За процессом украшения невесты наблюдали два её дяди и старший брат. Расположившись невдалеке от девушек, мужчины жевали бетель и негромко переговаривались. Настроение у них было отличное – ожидался большой ай – торжественное угощение. Семья жениха не поскупилась – две огромные свиньи должны были стать коронным блюдом свадебного пиршества.
Организацией свадебного торжества у папуасов обычно занимается клан жениха. Чтобы жениться нужно заготовить много-премного подарков для всех родственников невесты, а это почти вся деревня. Количество подарков зависит от того насколько род невесты уважаем в деревне. Отец жениха и дяди невесты договариваются о количестве подарков заранее. Отец невесты в этом сговоре, как правило не участвует и по традиции делает вид будто бы ему ничего не известно. О состоявшемся сговоре ему сообщают в последнюю очередь и ожидают бурного негодования. Негодование это больше показное, но традиции уважают. Раз так делали предки, так и мы будем ругаться и топать ногами. Зачем лишать удовольствия публику?
На вид Ло можно было бы дать лет 17. Но на самом деле девушке недавно исполнилось 15. В этом возрасте папуаски считаются годными для брака. На взгляд европейца Ло могла бы показаться некрасивой. Большой рот и слишком резкая линия лба. Невысокого роста. Ноги короткие. Зато широкие бёдра и развитая грудь указывали на то, что Ло станет хорошей матерью.
Прожить жизнь без мужа для папуаски немыслимо. Социальный статус мужчины у коренных жителей Новой Гвинеи определяется количеством жён. «А совсем без жены и не выживешь»,- считают папуасы. Женщина работает на огороде, растит свиней, готовит еду, моет посуду, носит воду, плетёт циновки. Мужчины никогда не занимаются подобными делами. Они - воины и добытчики. Поэтому «ничейных» женщин у папуасов нет и быть не может.
Но Мужа для себя Ло присмотрела сама.
Для того, чтобы молодые интересные папуасочки в нужном возрасте обзаводились супругами предусмотрен старинный обрядовый праздник – Танимед. Это своеобразный смотр невест. Танимед, по обычаю, проводится в той деревне, где в текущем году больше всего женихов. И вот в деревню, изобилующую женихами свозят невест со всей округи. Однако, именно женихи больше озабочены тем, как бы произвести впечатление и понравиться девушке.
При том, что женщины у папуасов совершенно бесправны и полностью подчиняются воли мужчин, одно право у них всё-таки есть. Право это очень древнее – право выбора мужа. (с одной оговоркой – если речь идёт о первом браке. Поскольку развод невозможен, то второй брак может иметь место только в случае вдовства. Но в этом случае женщина становится женой брата или другого родственника покойного супруга)
При свете полной луны раскрашенные красным и белым женихи в праздничных малях (маль – традиционный набедренный пояс папуасов) плясали всю ночь. Ло в тот вечер сидела среди своих ровесниц и взрослых женщин, наблюдая пляску. Женщины постарше одобрительно цокали языками. Такой танец можно видеть только раз в году, и только в том случае, если Танимед проходит в твоей деревне.
На головах женихов колыхались перья райских птиц. Под ритмичные удары барума их блестящие тела выделывали столь замысловатые фигуры, что казалось танцуют не люди, а диковинные существа. Среди танцующих был и Вангук. Ло не сразу узнала своего избранника в ярком макияже. Опознала его по шраму на ноге, и уже не отводила глаз. Она знала: этот танец для неё! Вангук танцует для неё! Один раз в жизни - только для неё! Потом она станет служить ему – кормить его детей и присматривать за его свиньями, носить ему воду и варить ямс. Но то будет потом, а сегодня он – для неё!
Существует в папуасских деревнях ещё один интересный предсвадебный обычай. Семья жениха может, если пожелает, взять невесту сына как бы «на прокат». Девушка живёт несколько месяцев в хижине будущего мужа. Делает домашнюю работу, а родственники мужа к ней присматриваются. Если всё устраивает, девушку возвращают в родную семью и договариваются о свадьбе. При этом общаться, сближаться и даже разговаривать с невестой жениху запрещается.
Ло обошлась семье Вангука не дёшево. Один из младших её братьев подслушал разговор взрослых.
- За тебя нам дадут 30 свиней! – гордо прошептал он ей в ухо.
Ло засмеялась. Ей было лестно - она стоит так дорого!
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!