Интересно есть ли в мире реальная девочка, которая не хочет быть элегантной и красивой? Отбросив все свои бунты и прочие причуды. И вот разве есть такая девочка, которая отказалась бы примерить костюмчик haute couture? Честно только. Нет, конечно, понятно, что на подиуме иногда тааакое кажут, что волосы дыбом встают, но ведь на подиуме театр. Как ни крути - шоу. Надо шокировать, эпатировать, сделать всё возможное для того что бы тебя запомнили.
А если у тебя нет ни шелков, ни бархатов, вообще нет никаких приличных красивых тканей, как быть?! Однако даже в этих условиях #гений иглы и вкуса может сотворить чудеса. Ведь именно так и случилось в 1925 году в Париже. В том самом году, когда Вера Мухина привезла Рабочего и Колхозницу на всемирную выставку. Гран-при был наш: "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением". Больше в истории российского костюма такого гран-при не было.
Но.. Я снова спешу.
Надежда Петровна #Ламанова уроженка нижегородских земель. Род Надежды Петровны ведёт своё летосчисление от XVII века. Правда, златом-серебром в закромах не могла похвастаться, но вот учёностью детей могли. К моменту рождения Надежды отец, Пётр Михайлович Ламанов, имел чин подполковника. Дворянское происхождение Ламановой не раз вспомнят при советской власти.
Надежда Петровна первые шаги в модистки сделала ещё в самом начале 80-х годов 19 века в Нижнем Новгороде, в ателье Татьяны Степановны Войткевич, жены статского советника, после того как окончила #курсы кройки и шитья Ольги Суворовой. В том ателье одевались известные московские красавицы и знаменитости, частности, знаменитая актриса Мария Ермолова. Но энергию и талант не удержишь в рамках - Ламанова решила открыть собственное дело когда, ей было 24 года.
Где то во всём этом мастерстве есть место и любви. Повстречался ей юрист, красавец, актёр-любитель с громким псевдонимом Вронский. Именно он знакомит Надежду с актёрами театра: Гликерией Федотовой, Константином Алексеевым, с тем который потом будет известен всем и каждому под именем #Станиславский. Именно он помог открыть самое передовое ателье с огромными липовыми столами для раскроя, с зеркалами в пол и полным штатом портних и швей.
Злые языки говорят, что она кроить сама не умела. Умела. Да ещё не самым простым способом. Этот способ - наколки- один из самых сложных , но самых лучших для получения изумительного платья. Такое платье всегда садиться по фигуре именно так как надо что бы подчеркнуть нужное и срыть недостаток. Для заказчицы это был не простой момент. Стоять приходилось долго. Опять же говорят, что некоторые дамы падали в обморок от усталости пока происходил процесс создания шедевра. Но это и правда, были шедевры! Да и могли ли быть те платья не шедеврами, если она числилась "Поставщиком Её императорского величества"?
Эпохи викторианская и модерн наши своё отражение в роскошных парижских тканях платьев изумительной красоты шившихся для императрицы и аристократии в её мастерской.
Даже знаменитый Поль Пуаре признавал её талант и приезжал со своими показами в её модный дом на Тверском бульваре, в то здание где нынче ТАСС.
Но всё меняется. В стране изменилась #власть и ушло многое. Но желание дам очаровывать - не исчезло. Надежда Петровна могла сотворить чудо из простейших кустарных тканей для широких масс.
Но не всё гладко и красиво. Даме уже не восемнадцать, а за пятьдесят. И власти припомнили ей происхождение: арестовали её и ее мужа, Андрея Каютова. В Бутырке #супруги провели по несколько месяцев. Для их освобождения многое сделали их друзья. Даже Максим Горький, говорят не без хлопот своей гражданской жены Марии Андреевой, замолвил слово. Позднее мужа снова арестовали: он активно противостоял изъятию церковных ценностей из Храма Христа Спасителя. Обвинение впоследствии было снято. В 1931 году муж Ламановой покидает сей бренный мир, и Надежда Петровна поселяется с сёстрами в Еропкином переулке Москвы.
Энергию не унять было у Ламановой. Она писала методические пособия, книги, #театр Станиславского активно пользовался её талантом. Она могла прочувствовать, что хочет видеть любой художник. Но при этом очень внимательно относилась к деталям в историческом плане. Не представляли для неё трудностей в воплощении ни проработанные до мельчайших нюансов эскизы костюмов А.Головина, ни схематичные, почти абстрактные, эскизы костюмов Дмитриева.
На театральной почве сложилась дружба двух дам: Веры Мухиной и Ламановой. Мы скорее вспомним ВДНХ с его рабочим и колхозницей, однако она занималась не только этим. Ещё до революции Вера Игнатьевна творила для Камерного театра эскизы костюмов и оформления к спектаклям. К сожалению оные не сохранились. А в 1920-х она познакомилась с Надеждой Петровной.
Их творческий тандем создал альбом "Искусство в быту", где собрали модели для повседневности, одновременно и красивые, и целесообразные. Ламанова отвечала за теорию, а Мухина материализовала идеи на бумаге. Их платья предназначались не для профессионалов, а для обычных женщин. У каждой дамы, считали авторы, должна быть возможность сшить себе красивое платье.
Нина Германовна Зеленская, скульптор, вспоминает:
«Надо сказать, что ее "дело" было поставлено на необычный для того времени лад. Все ее швеи выполняли какую-нибудь одну специальность. Так, например, одна шила только юбки, другая только рукава, и ни одна из них не делала целого платья, что для того времени было необычайно».
Этакий прообраз конвейерной работы. Друг семьи Ламановых-Каютовых Г.А.Леман-Абрикосов упоминал, что у Ламановой в ателье работало 300 мастериц. Это даёт право думать, что помимо индивидуальных заказов мастерская занималась ещё и «готовым платьем», то есть у ателье были две линии – prêt-à-porter и haute couture.
Не стало великой модистки за пару месяцев до её восьмидесятилетия. Говорят.. В общем разное говорят.
Её талант и сейчас будоражит умы.. И о ней память жива: конкурс профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой проводится с 1994. Создавался он для поддержки молодых дизайнеров. Её платья хранятся в Эрмитаже. Разве это не лучшее чем можно почтить память такой гениальной женщины...