Визуал — наше всё, поэтому хороший дизайнер для компании как трофей. Я поговорила со Стасом о том, как проходит профессиональный путь человека, который выбрал работу с изображениями. О поиске идей, «потоке» и начале пути читайте в новом материале.
— Начнём с выходной информации. Расскажи о себе: где учился, где работаешь, чем живешь?)
— По образованию я спец по рекламе, по призванию — дизайнер. Профильно нигде не учился (кроме художественной школы), но постоянно занимаюсь саморазвитием, особенно в процессе решения задач актуальных проектов. Специализируюсь на графическом (логотипы, фирм. стили, упаковка и тд) и диджитал-дизайне (интерфейсы, сайты, моб. приложения). Работаю уже несколько лет дистанционно, до этого в различных рекламных компаниях и дизайн-студиях Москвы. Фриланс круче фултайма, даже при условии самых комфортных условий. Но до этого важно получить опыт и прокачиваться именно во взаимодействии с людьми офлайн. И, пожалуй, для полноценного развития стоит чередовать обе формы занятости. Живу любимыми проектами и музыкой, играю то в группах, то с друзьями (на ударных и перкуссии).
— Ты дизайнер. Сейчас эта индустрия набирает обороты: очень много людей зарабатывают визуалом. Как существовать в атмосфере конкуренции?
— Дизайн (в его коммерческом аспекте) служит решению задач бизнеса, визуальной коммуникации, например, бренда и человека. Хороший дизайнер погружается в ситуацию бизнеса, осознаёт поле игры, цели и задачи, но при этом движим искренним желанием сделать жизнь людей (и компании, и общества) лучше (буквально, а не абстрактно). Дизайнер стремится к эмпатии, решению вопроса максимально эффективным, при этом эстетичным способом. В этом ракурсе конкуренция воспринимается как стимул расти и выливается в скорее радость за коллег, за очередной отвоёванный кусочек у всепоглащающей энтропии)
— Поговорим о почерке: как он проявляется в дизайнерской сфере? Есть ли элементы или, может быть, формы, палитры, которые презентуют тебя?
— Да, у каждого дизайнера есть палитра любимых выразительных средств, приёмов, шрифтов, конструкций. Которые, кстати, часто незаметно для автора, повторяются в разных проектах) Думаю, их выбор связан с темпераментом, способом самопрезентации и отношением к конкретному проекту) Я люблю яркие, эффектные контрасты, динамичные композиционные решения, но также, местами, и ньюансные моменты — например, в цвете. Шрифты и сочетания цветов — моя отдельная любовь) Но палитры не статичные, а магические, гармонично сочетающиеся в каждом конкретном случае, контексте.
— Что вдохновляет тебя? Вероятно, не только визуальное искусство, может быть, люди, события?
— Очень вдохновляет идея — ясно оформленная, осознанная прежде всего клиентом и мной. В идеале, несущая что-то конструктивное, полезное/созидательное. Остальные источники — могут оказаться любыми, но часто это сильные фильмы и уникальные места ) второе — это, к примеру, прогулка по городу (и не только), уникальный еле уловимый момент, удивительным образом сочетнувшийся с любимой музыкой.
При этом многие крутые решения приходят просто в процессе погружения в проект, спонтанно — словно откуда-то (равно как и в музыкальном творчестве, волшебство и красота являют себя в моменты растворения)
— Считаешь ли ты, что дизайнерская работа похожа на путь художника? Или всё таки это не только творчество, но и дисциплина?
Художник, по моим наблюдениям, человек, выражающий неподвластные ему образы, визуализирующий сущности, запетлевающий процессы времени, общества. Это сильно отличает его от дизайнера, решающего задачи, чаще всего прагматичные, пусть и с результатом, имеющиим важные эстетические свойства. Ближе к современному дизайнеру архитектор, обладающий объёмным знанием о смежных областях — хороший дизайнер осведомлён о программировании, коде, языке, психологии, эргономике и т.д. И чем дальше, тем больше требуется от дизайнера и тем выше его ответственность. Дизайнер — творец, но подобный творческий подход к решению задач может проявляться во большинстве професиий, почти в любой сфере жизни, это наше общее видовое свойство, способность.
— Как справлять со ступором? Когда нет идей, а дедлайн горит
— Ступор побеждается легко — просто заставить себя начать. И ничто так не побуждает к этому, как нависший дедлайн.
Также помогает избавление от надуманной сложности задачи и стремления к креативности: когда правильно поставлен вопрос — решение почти всегда на поверхности.
Технически — мне помогают наброски от руки / микро-медитации, мыслепредставление, поиск решения с закрытыми глазами
Также способом преодолеть нетворческую скованность поделился коллега дизайнер-музыкант: намеренно начинаешь дурачиться, позволяя себе делать что-то несерьёзное, глупое, кажущееся нелепым. Как вдруг обнаруживаешь себя в творческом потоке.
— Расскажи о своих сложных клиентах? Были ли те, которые просили у тебя сделать совершенно странную вещь. И как поступать дизайнеру: выполнять тз или гнуть свою линию?
— В целом мне везёт на прекрасных людей и клиентов. Но всё же, конечно, были и сложные. Однажды я даже вычислил артибут такого клиента — женщина-владелец бизнеса в возрасте. (надеюсь, это никого не заденет)
Полагаю, есть в этом случае некая излишне твёрдая убежденность в собственном единственно верном понимании того, как всё должно быть. Недостаточная гибкость для коммуникации. Были и удачные кейсы, но некая закономерность начала проявляться.
Гнуть свою линию дизайнеру надо обязательно, но лишь в случае тотальной уверенности в своей правоте, в пользе для клиента. В иных случаях (коих должно быть много) дизайнеру полезна гибкость и умение услышать человека. Много раз бывало, что я просто решал попробовать осуществить задумку-предложение клиента, а оказывалось только лучше.
— Что ты посоветуешь новичкам индустрии? Как находить клиентов?
— Новичкам очень советую (многим это может быть уже известно — тогда тем более обратите внимание, это всё работает 100%):
• развивать насмотренность;
• буквальное копирование любимых дизайнов с целью постижения принципов и отработки тех. навыков;
• запилить выдуманный проект. например, для любимого / известного знакомого бренда — новый сайт, редизайн лого, упаковки и т.д.;
Это хороший способ представить свой потенциал, идеи и способ мыслить.
Для поиска клиентов я бы порекомендовал для начала связаться с теми, кому этот дизайн, на ваш взгляд, необходим — у кого-то слабый логотип, у кого-то никудышный сайт. Далее важна не столько техническая составляющая, сколько идея, задумка. Для дизайнера важнее умение видеть несовершенство, слабое место и иметь видение, как это можно улучшить, исправить, помочь людям. А дальше — дело техники и практики (вебинары, беспл. курсы и практика-практика)