В отношении Северной столицы существует несколько устойчивых мифов. Один из них мы недавно разбирали, ознакомиться с публикацией можно по ссылке в конце статьи. Сегодня уделим внимание, наверное, самому распространенному и жуткому определению — «город на костях».
Так о Петербурге начали говорить еще в XVIII веке, в первые годы после основания. Сведения о десятках погибших во время строительства появлялись тогда в ряде иностранных источников. Причем одно противоречивей другого.
От 30 до 300
Фрэнсис Дэшвуд, путешествовавший по Европе в 1720-1730-х, побывал и в новой столице Российской Империи. Своими впечатлениями он поделился в «Дневнике пребывания в С.-Петербурге в 1733 году». Будущий английский политик, описывая строительство российского города, упоминает о 300 тыс. погибших.
Француз Обри де ла Моттре, работавший в интересах то Швеции, то Англии, в книге 1732 года, посвященной путешествиям по востоку Европы, говорит о 30 тыс. смертей с 1703 по 1705 годы.
По словам Юста Юля, датского посланника в Россию, на этом масштабном проекте только за шесть месяцев 1703 года погибло 60 тыс. человек.
Отечественные свидетельства
Страшная картина великой петровской стройки рисовалась в умах людей и благодаря российским дореволюционным историкам. Правда, некоторые из них, в отличие от западных коллег, старались не озвучивать конкретных цифр.
Тот же В. О. Ключевский пишет, что людей на строительство северного города сгоняли со всей страны, «даже из Сибири и содержали кое-как». По его словам, жертв во время реализации проекта было больше, чем на любом известном сражении мировой истории. Петербург он называет «великим кладбищем для народа».
А. И. Богданов, по сути первый, кто написал историю Санкт-Петербурга, жил в новообразованном городе с 1712 года. В своей работе он так же отмечает высокую смертность. По его словам, все берега были наполнены телами.
Советские историки, не упускавшие момента выставить царский период в неприглядном свете, пытались найти документальные подтверждения десяткам тысяч погибших рабочих. Проводили с этой целью и археологические раскопки, однако массовых захоронений найти так и не удалось.
Уже в наше время, в 2015 году, археологи под руководством Владимира Лапшина на Сытнинской улице обнаружили останки 253 человек, относящихся к началу XVIII века.
Евгений Носов, директор института истории материальной культуры РАН, комментируя находку, подчеркнул, что людей на петровскую стройку загоняли со всей страны, при этом условия труда были жесточайшими: рабочих не кормили, зарплаты не платили, а те в свою очередь массово заболевали и умирали.
В прессе тогда появились заголовки, что миф о том, будто Питер построен на костях, подтвержден. Но в том, что при строительстве были жертвы, никто никогда и не сомневался, вопрос в количестве погибших, от чего и зависит объективность этого клейма — «город на костях».
Споры продолжаются
Так что и сегодня историки делятся на тех, кто поддерживает миф, и тех, кто его опровергает.
Однозначных подтверждений десяткам (не говоря уж о сотнях) тысяч погибших нет. Большинство ни на чем не основанных утверждений западных авторов XVIII-XIX веков вряд ли стоит принимать за истину. Археологические свидетельства тоже, как таковые, отсутствуют. Хотя в XVIII-XIX веках и находили некоторые останки, принимая их за погибших рабочих; на самом деле это были жители тех мест еще допетровского времени, предположительно XV-XVI века (об этом можно прочитать в статье по ссылке ниже).
Если же опираться на документы той эпохи, то вырисовывается другая, не столь страшная картина. Согласно ежегодным спискам рабочих, на протяжении нескольких лет там встречаются одни и те же имена. Этот факт в книге об истории города приводит в 1884 году коренной петербуржец П. Н. Петров.
Современный исследователь, д.и.н., ведущий научный сотрудник РАН О. Г. Агеева, защищавшая кандидатскую диссертацию на тему общественной жизни Петербурга в первой четверти XVIII века, считает, что за 12 лет с 1703 года во время строительства города погибло около 2 тыс. человек.
Свои выводы она строит на документе 1716 года, согласно которому на сооружении Невского проспекта трудилось 3262 человека, 27 из них умерли во время работ. Таким образом, в данном случае смертность составляла менее 1% от общего числа рабочих.
Приводит историк и другой документ, свидетельствующий о том, что в 1712 году из 2210 приехавших в город ремесленников скончался 61. В данном случае смертность — чуть более 2,5%.
Е. А. Андреева в обширной статье, посвященной данной теме, отмечает, что в общей сложности с 1703 по 1712 годы на объекте было задействовано 190 тыс. человек. И если изначально преобладали неквалифицированные рабочие, то с 1710 года стали привлекать больше квалифицированной силы.
Проводя достаточно детальное исследование, автор делает вывод, что во время реализации амбициозного проекта Петра I погибло 12-16 тыс. человек.
С другой стороны, советский и российский историк, автор книги «Петр Великий» Ю. М. Овсянников полагал, что на стройке умирал каждый третий. Свои выводы он основывал на другом документе 1716 года — письмо А. Д. Меншикова кабинет-секретарю Макарову.
В нем первый губернатор Санкт-Петербурга говорит о более чем тысячи заболевших и умерших, которые трудились в Стрельне и Петергофе. Правда, сколько всего было рабочих, не уточняется. Овсянников считает, что речь идет о 3 тыс., так как годом ранее в этих же местах, согласно архивным данным, трудилось именно столько человек.
Но важно помнить, что число рабочих менялось из года в год. В то же время Меншиков говорит о некой болезни, скорее всего дизентерии, а не просто упоминает гибель людей. При этом в своем письме он просит не сообщать данное известие государю.
Таким образом, ряд современных историков полагают, что ситуация, описанная князем, была своеобразным ЧП, а не обычным явлением на этой грандиозной стройке.
Так или иначе, споры о том, сколько людей погибло при строительстве города, не стихают в научных кругах до сих пор. Хотя большинство все же склонны считать утверждение «Санкт-Петербург — город на костях» скорее преувеличением, чем объективной исторической действительностью.
если не указано иначе, использованные изображения находятся в общественном достоянии
Читайте: Петербург — город на болоте: правда или миф