В жаркой-жаркой Африке жили-были два друга и боевых соратника - Исайяс Афеверки и Мелес Зенауи. В свое время Зенауи сильно помог тому, чтобы в 1993 году на месте бывшей огромной Эфиопии появилось два государства - Эфиопия и Эритрея. Оба товарища возглавили осколки бывшей страны и обозначили курс на мирное сосуществование. Но через шесть лет между ними началась жестокая бойня, которую потом назовут одной из самых кровопролитных в Новейшую эпоху.
Во времена "Холодной войны" достаточно было бы грозного окрика из Москвы, или Вашингтона, но теперь останавливать битву никто не собирался. И наоборот, в Восточную Африку отправились многочисленные торговцы оружием из всех стран и континентов. К примеру, Болгария успела отметиться, продав современные вооружения обеим сторонам. Вслед за "торговцами смертью", в воюющую Эфиопию потянулись "дикие гуси". Наёмники самой различной специализации. Большинство из них были выходцы из СНГ, что вполне объяснимо. В годы Холодной войны Эфиопия ориентировалась на Советский Союз и оружие было тоже, в основном, старым советским.
Особая глава эфиопо-эритрейского конфликта - авиационные баталии. Характерны они противостоянием двух разных направлений советской конструкторской школы. В африканском небе сошлись Су-27СК, приобретенные эфиопами незадолго до начала конфликта...
...и МиГ-29 эритрейцев, купленные на деньги Муаммара Каддафи.
"Сушки", вполне легально обслуживали российские специалисты, а МиГи были на попечении украинцев, прибывших в качестве наемников. Злые языки поговаривали, что и пилотировали "двадцать девятые" тоже украинские летчики. Дальше всех пошла современная украинская пресса, объявив события едва ли не "первой российско-украинской войной".
Если всё это и можно назвать российско-украинским конфликтом, то проходил он явно не в пользу украинцев. Эфиопские Су-27 доминировали над полем боя, удачно срывая атаки ударных самолётов Эритреи. Стоило МиГам вылететь на помощь своим товарищам, они немедленно попадали в смертельную карусель с тяжелой и предельно опасной "Сушкой", ведомой очень опытными пилотами. Доходило и до боев на ближних дистанциях. И всякий раз, даже будучи атакован парой ракет, Су выходил победителем. Итогом тех боев стали, по разным данным, от трёх, до четырёх МиГ-29, выпуска последних советских лет. Все они были сбиты в результате полноценных воздушных схваток. Сами "двадцать девятые" смогли уничтожить лишь старые советские машины, приспособленные под ударные нужды.
К слову о "российско-украинской войне". В начале нулевых ходило немало слухов и рассказов о том, что украинские и российские специалисты старались не ввязываться в обоюдную драку и предупреждали друг друга о возможных нежелательных встречах. Большинство боев, приведших к потерям самолётов, вели между собой бравые африканские пилоты.
Наверняка - так оно и было. А обе африканские страны после войны решили дополнить свои авиапарки зарекомендовавшими себя Су-27. Эфиопы купили их на вполне законных основаниях. Как оказались Су-27УБ в Эритрее, признанной агрессором - история умалчивает.
Любопытно, что в советской практике, во время маневров и учебных боёв такого удручающего преимущества Су над МиГом не наблюдалось. "Двадцать девятый" всегда мог постоять за себя и доставить тяжеловесной "Сушке" немало хлопот. Видимо, дело тут в качествах лётчиков, которые у эфиопов оказались смелее и мастеровитее.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!