(Евр. 11:32–40)
Начиная со стиха 32, автор представляет три группы ветхозаветных героев. В первой группе названы славные герои, одержавшие военные победы или избежавшие серьёзных опасностей (11:32–34). Во второй перечислены страдавшие герои (11:35–38). Третья, заключительная, группа (11:39, 40) объединяет верных всех веков (Кёстер). Без Христовой церкви никто из них не смог бы «достичь совершенства». Победа была достигнута через Христа, нашего Господа, для них и для нас.
ПОБЕЖДАВШИЕ ВЕРОЙ (11:32–34)
«И что ещё скажу? Мне не хватит времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львам, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих».
Праведники завоёвывали царства, тогда как неправедные — делаем мы косвенный вывод — терпели поражение и погибали (ст. 32–38). В каждом из представленных здесь эпизодов истории евреев заключены великие уроки. Этот отрывок мог бы стать частью великой патриотической речи любого сына Израилева.
Автор подбирает слова, которые мог бы использовать проповедник: «И что ещё скажу?», «Мне не хватит времени» (ст. 32). Письменное сочинение может быть ограничено местом, а не временем. А здесь, похоже, мы имеем дело с проповедью, для которой не хватает времени. Ни один писатель не напишет: «Мне не хватит времени», а проповедник скажет, что он часто и делает.
Библия полна удивительных примеров веры; их так много, что автор не мог привести все, которые знал, да ему это и не было нужно. Он перечисляет имена и дела, которые должны были знать все, кому было адресовано это письмо. Кое-что из сказанного может относиться к людям, которые в Писаниях не упоминаются. Основываясь на этом тексте, мы можем высоко ценить их, пока не познакомимся с ними в вечности. Не желая перегружать текст, автор исключил излишние детали из этого перечня.
Судьи, царь и пророк (ст. 32)
В тексте приводится шесть конкретных имён из книги Судей и из 1 и 2 Царств. Их можно сгруппировать в три пары, причём люди в каждой паре почему-то называются в обратном хронологическом порядке: Варак был во главе Израиля до Гедеона, Иеффай предшествовал Самсону, а служение Самуила подходило к концу, когда он помазал на царство Давида. Эти имена представляют три важные категории: судей, царя и пророка.
Первый из названных, Гедеон (Суд. 6:11— 8:32), — пятый судья, верой одержавший победу над мадианитянами. Армия Гедеона, состоявшая только из трёхсот воинов, предстала перед абсолютно превосходящими её силами противника: мадианитян было, по меньшей мере, 135 000 (см. Суд. 7:6; 8:10).
Варак (Суд. 4:1—5:31) и его десять тысяч воинов разбили хананеев, у которых было девятьсот железных колесниц и воинов гораздо больше, чем у израильтян. Сисара, главнокомандующий хананеев, к тому времени был уже убит — но не военачальником Вараком, поскольку он не последовал совету пророчицы Деворы, четвёртого судьи Израиля. Сисару убила женщина (Суд. 4:8, 9, 21). Желание Варака иметь рядом с собой Девору во время сражения со всей несомненностью указывает на то, что у него была вера в Бога, направлявшего её, но не такая сильная, какой могла бы быть. Хотя он был предупреждён, что слава за победу достанется не ему, он всё равно повёл армию в бой во славу Бога Израиля.
Самсон (Суд. 13:24—16:31), тринадцатый судья, был от рождения назореем и убил много филистимлян. Самсон был грешником, но автор Послания к евреям прославляет его не за грехи. Самой большой слабостью Самсона было его неравнодушие к безбожным женщинам. Он был благословлён вернувшейся к нему силой, но погиб вместе с убитыми им филистимлянами. Его вера в Бога помогла ему устроить последнюю демонстрацию силы.
Иеффай (Суд. 11:1—12:7), девятый судья, был (как и Самсон) далёк от совершенства. Он дал поспешную клятву в отношении своей дочери, но сдержал данное слово. Пусть и поспешная, но эта его клятва была дана в вере. Он явно считал, что поклялся Богу и потому не может взять свои слова назад. Вопрос, была ли его дочь принесена в жертву или просто дала обет безбрачия («…оплачу девство моё»; Суд. 11:37), остаётся спорным. Будучи незаконным сыном, Иеффай не имел наследства, но мог бы основать сильную династию, если бы его дочь подарила ему наследников. Поэтому её пожизненное «девство» было ещё большим горем. Бог, возможно, специально предусмотрел такую ситуацию, чтобы на то время у Израиля не было царя. Иеффай победил аммонитян и принёс Израилю мир, в котором некоторое время жили и его преемники.
Давид (1 Цар. 16—2 Цар. 24), второй царь Израиля, хорошо известен любому читателю Библии. Он старался править справедливо и в своей последней песне восхвалял Господа за Его правосудие, сказав, что Бог любит, когда «владычествующий над людьми “справедлив”» (2 Цар. 23:2–7; Современный Перевод). Давид символизировал приход Христа. О его великой вере мы можем судить по его пророческим псалмам; в его жизни и писаниях мы видим тень того, что было исполнено в смерти и воскресении Иисуса, его более великого Сына. Фраза «неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис. 55:3, 4) предвкушает воскресение Христа (Деян. 13:32–35). Вера Давида в значительной степени компенсировала его нравственные недостатки, так что он должен быть в этом списке, если вообще кто-либо из смертных достоин этого. (Очевидно, только Иосия превзошёл его в верности [4 Цар. 23:25]).
Самуил (1 Цар. 2:21—25:1) был пятнадцатым и последним судьёй Израиля, но он был также и пророком. Сам будучи добропорядочным человеком, он, как и его предшественник Илий, плохо воспитал своих сыновей, ни в чём их не ограничивая (1 Цар. 3:12, 13; 8:1–7). Поэтому после их смерти сыновья не могли стать их преемниками. Самуил напомнил народу, что Бог был с ним, даже когда ковчег оставался у филистимлян. Когда же ковчег был возвращён, Самуил «поставил его в тайном месте, дабы народ опять не возложил веру на него, а не на Бога» (Брюс). Он был верным во всём, кроме влияния на собственных детей.
Обратите внимание, что каждый из упомянутых в этом списке имел тот или иной духовный недостаток, отмеченный в Писаниях. (Возможно, именно поэтому в нём нет Даниила). Хоть эти герои веры и принесли своему народу победу, мир и правосудие, они были повинны в грехе:
«Это были обычные мужчины и женщины, через которых Бог осуществлял Свою волю, но все они имели слабости. Ной напился, Авраам солгал о своей жене, Сарра сурово обошлась с Агарью [выгнав её], Исаак солгал о своей жене, Иаков обманул отца, Иосиф в юности был сплетником, Моисей убил египтянина и ослушался Бога у Меривы, Израиль участвовал во многих злодеяниях, Раав и Самсон были повинны в блуде, Варак отказался вступать в битву без помощи Деворы, Иеффай часть своей жизни был мародёром и дал глупую клятву, Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, а Самуил не подготовил детей для Господня дела».
Эти грехи только ещё больше показывают Божью благодать. Он превратил этих людей в великих героев за их веру — несмотря на их недостатки.
Творцы великих дел (ст. 33, 34)
Помимо конкретных фигур в еврейской истории, автор в общих выражениях говорит также о других творцах великих дел. Девять перечисленных подвигов можно разделить на три группы. Первая группа связана с успехами в завоевании царств, установлении справедливости и с получением обещанного. Победа над иноземными царствами часто достигалась, когда Израиль, будучи более слабым, верой шёл в бой. Эти люди веры избирали праведность, ибо это отражало природу их Бога (ст. 32–34).
Вторая группа касается стойкости (ст. 35, 36). Верные последователи Бога сталкивались с чудовищными гонениями, и всё же они оказывались победителями. Принадлежащие к третьей группе тоже претерпели великие страдания, но также и чудесные избавления (ст. 37, 38).
Разные дела этих и других людей имеют большое значение, так как совершались они «верою» (ст. 33). Некоторые герои «побеждали царства» (ст. 33). Эти победы были одержаны некоторыми из тех, кого автор уже называл: Гедеоном, Вараком, Иеффаем и Самсоном. Другие «творили правду» (ст. 33). Это может говорить о справедливости государственных мужей, таких как Самуил (1 Цар. 12:4) и Давид (2 Цар. 8:15), ибо они «творили… суд и правду над всем народом своим».
«Получали обетования» (ст. 33), вероятно, означает, что некоторые обетования Божьи были исполнены в их жизни. В Евр. 11:13, 39 нам говорится, что жившие при Моисеевом законе умерли, «не получив исполнения обетований» и «не получили обещанного», однако противоречия здесь нет. Эти два стиха ссылаются на другое обетование — об окончательном благословении, обещанном нам во Христе. В Ветхом Завете мужчины и женщины веры, конечно же, «получали обетования» иного рода. Бог сдержал Своё слово, данное Израилю, когда народ во главе с Иисусом Навином получил Ханаан и «всю землю», которую Бог обещал им (Иис. Н. 21:43). Исаия видел Иерусалим, избавленный от вторжения иноземцев и разрушения, которое планировал Сеннахирим (4 Цар. 19). Даниил видел конец вавилонского плена (Дан. 9). Верные не сомневались в Божьих обещаниях послать Мессию, хотя они и не дожили до того дня, когда это обетование было исполнено. Окончательное исполнение Божьих обетований мы видим в 11:35, где говорится о «лучшем воскресении» в вечности.
Здесь также упоминаются «заграждавшие уста львам» (ст. 33). Это Самсон (Суд. 14:6; его история рассказывается в главах 13—16), Давид (1 Цар. 17:34, 35) и особенно Даниил. В последнем случае мы ясно видим, что именно благодаря вере Даниила Бог послал ангела спасти его (Дан. 6:22).
Несколько верных с Божьей помощью «угашали силу огня» (ст. 34). Это явно относится к случаю с Седрахом, Мисахом и Авденаго из Дан. 3. Их вера была так велика, что, даже понимая, что Бог может и не спасти их, они не отреклись от Него и не поклонились идолу. Могли быть и другие случаи, о которых мы ничего не знаем.
Разные герои веры «избегали острия меча» (ст. 34). В Ветхом Завете неоднократны случаи, когда Божьи люди избегали смерти: это и победа Давида над Голиафом, и его бегство от Саула (1 Цар. 18:10, 11; 19:10), и те случаи, когда Илия избежал смерти от рук Иезавели (3 Цар. 19:1–6), а Елисей (4 Цар. 6:14–23, 31–33) спасся от сына Иезавели Иорама, когда сирийцы были ослеплены в 4 Цар. 6:18. Автор, возможно думал также о царице Эсфирь и иудеях, которых спасло Божье провидение в Есф. 4:13, 14.
Некоторые «укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (ст. 34). Это описание может относиться даже к царю Ахаву, чья армия была «как бы два небольших стада коз», но всё же одержала победу над могущественными сирийцами (3 Цар. 20:27). Среди укрепившихся «немощных» был и Давид (1 Цар. 17:49–51), как и Варак (Суд. 4:14). Можно также вспомнить Самсона, который получил силу, чтобы разрушить языческий храм и великое множество филистимлян после периода немощи (Суд. 16:19–30).
Ссылка может также включать события, не зафиксированные в Писаниях. Во II веке до н.э. Иуда Маккавей обратил в бегство могущественную армию Сирии и сбросил с иудеев гнёт притеснения. При Антиохе Епифане Сирия (Арам) пыталась навязать всем иудеям греческую культуру и религию. Иуда Маккавей одержал великую победу над Сирией, имея совсем малочисленную армию. Хотя это не библейское повествование, оно наверняка было хорошо известно израильтянам, которые очень гордились этим избавлением. (Мужество и успехи Иуды описаны в 1 Мак. 3:17–20).
Все упомянутые в этой главе оставались верными до смерти и «получили одобрение Бога» (ст. 39; Международное Библейское Общество). Они укрепились духовно — а в некоторых случаях и физически — благодаря своей вере в Бога.
НАДЕЯВШИЕСЯ НА ВОСКРЕСЕНИЕ (11:35)
«Жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, чтобы получить лучшее воскресение».
Стих 35 начинает открывать другую сторону истории: некоторые сильно пострадали несмотря на свою веру. Однако Бог в Своей премудрости предоставил свидетельства, что праведные могут надеяться на воскресение. В нескольких случаях мёртвые воскресали. Два таких чуда были сотворены через Илию (3 Цар. 17:17–24) и Елисея (4 Цар. 4:18–37). Без веры скорбящих матерей тех детей, которые были возвращены к жизни, эти воскресения вряд ли бы имели место. В Новом Завете женщины так или иначе были связаны со всеми воскресениями из мёртвых. В Лк. 7:11–17 воскресшим был сын вдовы из Наина. В Мк. 5:22–24, 35–42 (см. также Мф. 9:18, 19, 24; Лк. 8:41, 42, 49–56) описывается воскресение дочери Иаира. В Ин. 11:1–44 Мария и Марфа были с Иисусом во время воскресения Лазаря. Хотя Ветхий Завет мало учит о загробной жизни, многие иудеи верили в неё. Обычные люди видели то, что не видели многие теологи.
В тексте упоминаются также те, которые «замучены были, не приняв освобождения». Здесь употреблено слово тимпанидзо («бить в барабан», «барабанить»). Барабан обычно делался из натянутой шкуры животного, но в данном контексте пыток оно означает колесо, на котором растягивали человека и затем били, часто до смерти. Именно это произошло с Елеазаром, одним из иудейских книжников, который в маккавейский период предпочёл лучше быть растянутым и забитым до смерти, чем съесть запрещённую законом пищу. Обычно считается, что здесь имеется в виду как раз этот случай (2 Мак. 6:18–28). Также в это междузаветное время семь братьев приняли расчленение и смерть за свою твёрдую надежду на воскресение (2 Мак. 7).
Этим людям нужно было только отречься от своей веры в Бога, и гонение прекратилось бы, но для благочестивых людей это была слишком большая цена. Они выбрали гонение, потому что хотели «получить лучшее воскресение». Что это за «лучшее воскресение»? Можно ли сказать, что они верили в воскресение всех мёртвых и предпочли лучше войти в вечность с Богом, чем получить земное освобождение от гонений? Наверное. Мы можем видеть косвенное указание на то, что еврейские христиане, к которым обращён этот трактат, в противоположность своим героям, не желали страдать за свою веру.
СТРАДАВШИЕ ЧЕРЕЗ ВЕРУ (11:36–38)
«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».
Божий народ часто испытывал «поругания», как испытал их Иисус на кресте (ст. 36; Мф. 27:41–44; Мк. 15:31, 32; Лк. 23:35–39). Иеремия сетовал, что народ и даже его собственные родственники насмехались над ним, и, несомненно, именно эти издевательства стали причиной, почему он хотел перестать говорить во имя Бога (Иер. 20:7–10). Позже его избили и бросили в темницу (Иер. 37:15), а потом погрузили в яму с грязью, откуда его вытащил эфиоп Авдемелех (Иер. 38:6–13). Согласно преданию, в Египте иудеи побили Иеремию камнями (ст. 37). Захарию, сына Иодая, убил царь Иудеи Иоас (2 Пар. 24:20–22). В Мф. 23:37 Сам Господь намекает на подобное обращение. Очевидно, некоторые еврейские христиане прошли через подобные жестокости (Евр. 10:33; 13:13).
«Побои» (ст. 36) наносились бичом, который состоял из нескольких ремней на деревянной ручке, причём к ремням прикреплялись куски металла или свинцовые шарики, чтобы ими разрывать спину жертвы. Иногда при этом даже обнажались внутренние органы, и некоторые подвергнутые бичеванию от этого умирали. Опытные палачи были искусны в умении сдерживать последние удары, чтобы наказуемый мог после этого ещё понести крест на какое-то расстояние (Иосиф Флавий. Иудейская война 2.21.5; 6.5.3).
«Узы и темница» (ст. 36) обычно использовались против жертв религиозного предубеждения (Иеремия, Иер. 37:4–21; Ананий, 2 Пар. 16:7–10). Пророк Михей был одним из многих узников за то, что провозглашал Божью весть (3 Цар. 22:26, 27).
«Были побиваемы камнями» (ст. 37) отражает официальную форму смертной казни с ветхозаветных дней (Лев. 20:27; Втор. 21:21; Ин. 8:3–5). Иисус говорил о Божьих пророках, которые были побиты камнями (Мф. 23:37; Лк. 13:34). Такой смертью умер Стефан, первый мученик после Иисуса (Деян. 7:58, 59), но Павел после такого побивания выжил (Деян. 14:19; 2 Кор. 11:25). Иаков Справедливый (общепризнанный «брат Господень»; Гал. 1:19), по словам Иосифа Флавия, был побит камнями около 62 г. (Иосиф Флавий. Иудейские древности 20.9.1. Евсевий ссылается на Хегесиппа как на самый точный источник, засвидетельствовавший побивание Иакова камнями. [Евсевий. История церкви 2.23]).
Некоторые были «перепиливаемы» (ст. 37). Свидетельств этому нет ни в Ветхом Завете, ни в апокрифах, но согласно широко известному и, вероятно, достоверному преданию, это произошло с Исаией во время правления Манассии. Можно отметить, что позже Бог простил Манассию за его покаянную молитву и вновь возвёл на престол (2 Пар. 33:9–13). То, что он был повинен в таком страшном преступлении против Бога и человека, но позже прощён, иллюстрирует великую милость Бога.
«Подвергаемы пытке» (ст. 37) может означать, что этим людям предлагалась возможность избежать такого испытания, но они отказались. Вера в Бога не гарантирует блаженную жизнь здесь, но обещает конечное «воздаяние» (Евр. 11:26). Выражение «подвергаемы пытке» в Современном Переводе и некоторых других переводах отсутствует на том основании, что его нет в некоторых манускриптах. В рукописях оно могло появиться в результате ошибки переписчика. «Подвергаемы пытке» — это перевод слова эпейрастесан, а «перепиливаемы» переведено с очень похожего слова эпристесан (Хьюитт).
Иаков умер «от меча» (ст. 37; см. Деян. 12:1, 2). Число верных, убитых таким образом на протяжении многих веков, известно только Богу. За все эти годы множество людей отдало жизнь за свою веру. Даже сегодня христиане в некоторых районах мира сталкиваются с постоянной опасностью и угрозой смерти за свою верность Христу. Их Евр. 11 утешает, укрепляет и поощряет оставаться верными.
Многие были убиты в царствование Ахава (3 Цар. 19:10). Иосия, добродетельный молодой царь, был умерщвлён фараоном Нехао (4 Цар. 23:29). Возможно, автор также думал о восьмидесяти пяти священниках Бога, убитых Доиком (1 Цар. 22:18). Иеремия тоже может быть среди тех, кто умер мученической смертью. (В Иер. 26:14–16 сказано, что он ожидал, что его убьют). Кроме того, можно вспомнить иудеев, которых массово убивали по субботам в начале восстания Маккавеев (1 Мак. 2:38). Побиванию камнями и другим мучениям подвергались люди, упоминаемые в канонических книгах Ветхого Завета, но аналогичные истории содержатся также и в апокрифах. Хотя эти «мистические» книги не являются частью Писаний, иудеям они были хорошо известны.
Ношение овечьих и козьих шкур (ст. 37) было признаком бедности и принадлежности к презираемому слою общества. Когда Давид был пастухом, к нему относились с презрением и считали, что он годен только на то, чтобы смотреть за овцами (1 Цар. 17:15, 28, 34–36). Многие получатели этого письма, видимо, принадлежали к бедным слоям. Они часто нуждались в помощи, которую Павел старался собрать для них (Рим. 15:26; Гал. 2:10).
Фраза «скитались в милотях и козьих кожах» может также указывать на Илию, который был изгнан из дома (3 Цар. 17:3–9; 19:3–14; 4 Цар. 1:8). Его милоть была сделана из овечьей шкуры или из какой-то другой кожи грубой выделки, с которой не был удалён мех. Пророки обычно носили грубые «власяницы» (Зах. 13:4). Они «терпели недостатки» (хистерео), что значит «терпеть нужду», «занимать низкое положение». Это наводит на мысль, что они были изгоями общества и жили очень скудно.
«Те, которых весь мир не был достоин» (ст. 38) означает, что страдавшие за Божье дело считались непригодными для общества, хотя, по сути, именно общество не было достойно их. Такие герои веры были безмерно превосходнее мирских людей, даром что последние имели имущество и статус. Мирских даже просто нельзя сравнивать с чтущими Бога. Пророки приходили, чтобы спасти Израиль, но Израиль оказался недостойным и по большей части не принимал их и их весть. Мир часто отвергает самых благородных. Дух тех, кто назван или подразумевается в Евр. 11, ещё ярче сияет в сравнении с тьмой в головах их слушателей.
Оставляя мир, уходя из общества, они жили «по пещерам и ущельям земли» (ст. 38), или, как сказано в Современном Переводе, «в пещерах и в земляных норах». Илия, убежав от Иезавели, некоторое время жил в пещере (3 Цар. 19:9). Управляющий Ахава по имени Авдий спрятал сто пророков в пещере, помогая избежать гнева Иезавели (3 Цар. 18:4, 13). Изоляция, утрата общения с семьёй и единоверцами уже сама по себе может быть суровым испытанием.
ПОЛУЧИВШИЕ ОДОБРЕНИЕ БОГА ЗА СВОЮ ВЕРУ (11:39, 40)
«И все эти, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства».
Все эти люди знали, что для них есть нечто лучшее (ст. 40), чем материальные ценности и мирские желания. «Не получили обещанного» (ст. 39) означает, что они не получили исполнения обещания о приходе Мессии. То, что должно было исполниться при новом завете, никто из ветхозаветных героев веры не получил. Кёстер отмечает:
«Лучший завет, который установил Иисус, делает возможным очищение и освящение, необходимые людям для того, чтобы правильно приступать к Богу (7:22; 8:6). На этом основании люди могут надеяться на полное исполнение всех Божьих обетований в небесном Иерусалиме (12:22–24), городе, который знаменует конец пути веры для Авраама и Его наследников» (11:10, 16).
Верные Моисееву закону должны были ждать до пришествия Христа и Его акта искупления, чтобы получить то, что мы имеем в Нём. Ветхозаветные герои веры при жизни не получили главного обетования. Сейчас мы живём в век исполненных Божьих обещаний. Остаётся только воскресение при конце мира, за которым следует вечность. Начиная с Авеля, названные и не названные по именам герои в главе 11 имели добрую репутацию за свою верность, и одно это уже прекрасная награда. Это не означает, что всем подчинявшимся Закону гарантировалось конечное спасение. Некоторые из живших при старом завете позже были осуждены (1 Кор. 10:5).
«Нечто лучшее» (ст. 40) — это, вероятно, новый и лучший завет со всеми сопутствующими ему благословениями. В эпоху Закона люди не знали Христа, как знаем Его мы. У нас определённо лучшие заверения, надежды и обещания. При всей надежде, которую мы имеем во Христе, они не получили лучшего царства. Текст возвращается к авторской теме «лучшего» нового завета.
«Чтобы они не без нас достигли совершенства» (ст. 40) указывает на то, что все верные под обоими заветами встретятся в славе для получения последней и главной награды. Без тех, кто сохранил верность при Моисеевом законе, общее число искупленных Божьих было бы неполным. Ведь мы с ними составляем по вере один народ. В Евр. 12:23 указывается, что мы присоединяемся «к духам праведников, достигших совершенства», которые также являются частью одного великого тела верных, существующего уже сейчас в церкви. Ветхозаветные святые хранили верность, хотя так и не узнали о более чудесных привилегиях, которые мы имеем во Христе. Чарльз Уэсли выразил правильное представление, написав такие слова гимна:
«Мы верой держимся за руки уже сейчас
С теми, кто ушёл до нас,
Встречая окроплённых кровью
На берегу вечности».
Мы верой с теми, кто ушёл до нас. А зримо мы соединимся с ними «на берегу вечности».
Никто из них не был истинно спасён вне Христа, хотя Бог и не вменял им их грехи, когда они приносили жертвы (ст. 40; Рим. 3:25, 26). Древние были соединены с Христом в духовном смысле, как и мы, и всё же они не достигли и не могли достичь совершенства без очищающей силы Его крови. Можно безошибочно сказать, что патриархи «не без нас» достигли совершенства и того «лучшего», что мы имеем сейчас по Божьей благодати.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если во времена Закона люди, бывшие ещё далеко от царства Иисуса, оставались верными тому, что знали, то насколько же крепче мы должны держаться веры! Автор Послания к евреям призывает своих читателей — и нас сегодня — хранить верность нашему Господу и Спасителю.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻