- Сколько мне еще раз тебе повторять?
- Я ему уже двести раз сказал, все без толку!
- Ты почему меня не слушаешься?
Кто из нас, родителей, не произносил этих фраз?
Каждый… и по несколько раз на день!
Есть толк? Никакого?
Тогда, давайте разбираться, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ?
Представьте… Детская площадка во дворе. Гуляют мамы с детьми…
Вот одна мама. Спокойная такая мама. Карапуз копается в песочнице. Чумазый, руки грязные. Надоело ему ковыряться в песке, полез на лестницу. Мама приглядывает за ребёнком, тихонько вяжет.
Она просит подойти сынишку, он подбегает к ней. Та протирает ему лицо, руки влажной салфеткой и отпускает дальше играть. Пора домой! Она зовёт сына, он идёт с ней обедать.
Другая мама. Беспокойная такая мама. Почему беспокойная – не понятно! Её дочка копается в той же песочнице. «Лена, не трогай!» «Лена, не лазай!» «Лена, не бери!» «Лена, подойди ко мне!» Лена – не реагирует.
«Лена, пора обедать, идём домой!» Лена бежит в противоположную от мамы сторону. Лена не слышит. Это и не удивительно!
В психологии восприятия есть принцип фона и фигуры:
ЛЮБОЙ ОБРАЗ ИЛИ ПРЕДМЕТ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ФИГУРА, ВЫДЕЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ФОНЕ.
Поясню…
Мы воспринимаем окружающий мир с помощью пяти органов чувств. Принцип фона-фигуры своим студентам на лекции я обычно иллюстрирую картинкой, которая представлена ниже.
Что Вы видите?
Если в качестве фона рассматривать белый цвет, можно заметить и сосчитать 9 дельфинов. Считается, что детское непорочное восприятие усматривает, прежде всего, дельфинов.
Взрослые сначала видят влюблённую пару. И они правы, поскольку на сером фоне фигурой выступает именно влюблённая пара.
Мои первокурсники не были исключением. Они также увидели на слайде мужчину и женщину. Тогда я спросил: «А все видят дельфинчиков?». Одна девушка в сердцах воскликнула: «Какие, к чёрту, дельфинчики!»…
Это иллюстрация принципа «фон-фигура» при восприятии сюжета картинки через визуальный канал. Однако этот принцип распространяется на все модальности восприятия – вкус, обоняние, осязание, слух.
В соответствии с темой нашего обсуждения – Как научить ребёнка слышать? – важно помнить:
- Крик выделяется на фоне обычной речи.
- Запрет останавливает, когда многое разрешено.
- Сказанное вслух является фигурой на фоне молчания.
- Слышать умеют все дети! Не все родители умеют выделять главное!