Ответ на этот вопрос может лежать на поверхности: Он не хочет учиться! Ему учиться не интересно!
Но решение проблемы лежит глубже: Ребёнку не хватает внимания, обычного родительского внимания!
Точнее, плохая учёба ребёнка является одним из показателей дефицита родительского внимания. Этот дефицит обнаруживает себя и в демонстративном поведении ребёнка, и в его уходах из дома, и в проблемах со здоровьем. Но об этом я расскажу в другой раз.
Итак, давайте разбираться, почему такое происходит, т. е. почему ребёнок плохо учится?
Эта тема часто является трудной в отношениях детей и родителей.
Я предлагаю для лучшего понимания происходящего нам, родителям, в описываемых ниже ситуациях ставить себя на место детей.
Вариант 1. Ребёнок занимается (делает уроки)… получает хорошие отметки («4» и «5»)… реакции родителей нет.
Вариант 2. Ребёнок избегает делать уроки… получает плохие отметки («2» и «3»)… реакция родителей есть.
И эта реакция – нагоняй ребёнку за плохие отметки.
То, что в отношениях с ребёнком родители сначала реализуют вариант 1, сами родители, конечно, не замечают. Они и не замечают, когда стартует вариант 2.
Да, так незаметно запускается нехитрый психологический механизм: Ребёнок имеет дефицит родительского внимания, но он восполняет этот дефицит, когда имеет плохие отметки.
(Качество этого внимания не обсуждается. Хоть какое, но внимание! Ибо за хорошие отметки нет вообще никакого внимания.)
Так постепенно у ребёнка закрепляется поведение «учиться плохо».
«Учиться плохо» – не осознаваемая ребёнком программа. В некотором смысле, она ему полезна и выгодна. Ругать его за это, смысла мало! Все вопросы к нам, родителям.
Как исправить ситуацию?
Прежде всего, нам, родителям важно стать внимательнее к ребёнку. То есть, нам важно научиться видеть успехи ребёнка и замечать их. Увидели мы, что у ребёнка что-то получилось, важно похвалить его и наградить его.
Пусть эти успехи будут не связаны напрямую с учёбой. Пусть эти достижения будут мизерными. Не столь важно с чего начать! Главное, начать эмоционально реагировать на жизнь ребёнка и реагировать эмоционально положительно.
Но возможен 3-й вариант, который позволяет ситуацию с учёбой ребёнка до плачевного состояния не доводить. Он очевиден.
Вариант 3. Ребёнок занимается (делает уроки)… получает хорошие отметки («4» и «5»)… реакция родителей есть.
Лучше ситуацию не запускать!