Думаю, стоит рассказать что такое перегон парусной яхты, как для шкипера, так и для матроса. Может меньше придется слышать: “Хочу в перегон”.
Доставка яхты своим ходом - не круиз, это тяжелая, ответственная и не самая безопасная работа.
С заказчиком оговорены сроки, точка доставки, бюджет и дальше начинается самое интересное.
Техническое состояние
Все заказчики искренне уверены, что их яхта в отличном, ну или исправном, годном к перегону состоянии. Да, оно так нередко и есть, пока она стоит у пирса или выходит в прогулочном режиме. Как только условия становятся чуть-чуть серьезнее, то оказывается, что яхта протекает и ладно бы только по иллюминаторам и люкам. Начинаются глюки проводки. Самые распространенные и простые это ходовые огни.
Аккумуляторы не держат заряд. Автопилот работает только на ровной воде. Мотор греется, глохнет от взболтавшегося на качке старого и (или) грязного топлива.
Паруса на грани, если ими нормально работать, то порвутся. И так далее.
Причем все это проверить в порту не получится, только на ходу.
Придется поработать механиком, потому что техпомощь на борт в море не вызовешь. Так как потерявшая управления яхта вряд ли будет долго "Летучим Голландцем", она просто украсит ближайший берег, останками.
Страховка
В марину без страховки ответственности перед третьими лицами не пустят. Понятно, что она есть. Страховка же, покрывающая повреждения, встречается реже, но… Не все страховки реально работают и вы, как шкипер, об это не узнаете, до тех пор пока...
График
Жизнь в перегоне идет по вахтам. Остановки на берегу только по погоде, для бункеровки: водой, едой, топливом, или ремонта. Осмотр достопримечательностей? Только из Pilot book, если она на борту есть.
Ночные развлечения
Если на яхте есть радар и AIS, желательно двухсторонний, то ночные вахты будут несложные, ну кроме мест с интенсивным трафиком и рыбачьих угодий. Но нередко на яхте нет ничего, даже пассивного отражателя.
Рыбаки и сети
Ночью не видно многочисленных вешек рыбацких сетей, которые могут быть и очень далеко от берега. Если вешки с подсветкой, она может не гореть. Работающие в тралении, особенно парном, рыбаки имеют шансы поймать вас. Это значит сеть на винте, не работающий двигатель. Ныряние для отрезания. А вода холодная и волны, на которых лодка прыгает, грозя разбить ныряльщику голову.
Сейлинг? Моторинг!
Использовать паруса вы будете только при самых благоприятных условиях. Только когда ветер правильный, стабильный и не надо постоянно их настраивать. А так, в основном, будет романтично тарахтеть дизель.
Погода
Не буду показывать пальцем, но случаи когда новые яхты с верфей Ля-Рошели “перегонщики” пригоняли в Средиземку в состоянии “дрова”, очень даже известны. Просто спешили, ведь их время - деньги. А хозяин, он далеко.
В прошлом году многие мои друзья 10-14 дней не могли выйти из Средиземки - не пускала погода. А если сроки жесткие? А если договор на другой перегон? Будут рубиться против волны и ветра, уменьшая ресурс элементов яхты.
И еще, многие, в том числе заказчики, не знают, что не так страшен ветер, как волны. А настоящие волны, не обязательно большие, у них есть еще такие параметры как длина, период. Иногда даже полутораметровых хватает. При остром курсе они бьют лодку так, что пломбы из зубов вылетают. Но стоит поменять курс...
А есть еще грозы... Хотите проверить везунчик вы или нет? Ну или подтвердить версию о том, что молнии это разумные пришельцы из другого измерения.
Контрабас
Вас могут нанять как будто на перегон, а по факту в недрах лодки будет спрятано что-то ценное и запрещенное. Сидеть будет не только шкипер.
Цена
Стоимость перегона очень зависит от маршрута и состояния яхты. Скажем, по попутным пассатным ветрам через Атлантический океан при оплате заказчиком авиабилетов, базового питания и топлива цена составляет от 1 евро за милю. В сутки на средней круизной яхте или катамаране по пассатам! будет проходиться 150-180 миль.
Обратный маршрут через океан дороже раза в два, не меньше..
А из Бискайского залива, скажем в Финляндию, через зоны активного судоходства, сложные метеоусловия, приливные зоны и 3 евро за милю это совсем не потолок цены. Будут неходовые дни, с ожиданием погоды. И тут о среднесуточном расстоянии говорить не придется. А если нет радара и AIS, то еще и не всякий шкипер вообще возьмется за такой маршрут.
Вот и вся арифметика. Делите это на экипаж и станет понятно, почему перегоняют вдвоем. Кроме того, с надежным напарником получается нормальный график отдыха. А с неопытными помощниками шкиперу не выспаться.
Итог
Есть разные шкипера-перегонщики и когда мы общаемся, я иногда себя чувствую настоящим параноиком. Почему? Потому что некоторые не парятся и говорят: “Что такого сложного, сели и поехали. Я много раз так делал. Все просто.”.. А как же основное правило Хорошей Морской Практики - чувствовать себя ближе к опасности? А никак, до поры до времени.
А я вот парюсь, прокручиваю в голове разные сценарии, считаю запасные варианты и способы решения гипотетических и потенциальных проблем. И вот это, пожалуй, делает работу шкипером по доставке яхт интересной: думать, отвечать за людей и яхту, использовать знания и умения.
Всякие остальные мои опусы, рассказы и видео можно посмотреть тут (нажать). Заодно можно подписаться