Опрос на популярном сайте вакансий показал, что каждый третий студент не видит преимуществ в онлайн-образовании. Между тем, вузы не просто разрабатывают сценарии на случай второго карантина, но и планируют сохранить часть дистанционных наработок и в «мирное» время.
Главные причины недовольства дистанционкой у студентов вполне понятные – невозможность сконцентрироваться на учебном процессе, нехватка личного общения и затруднения в освоении материала. Все-таки важно понимать, что респонденты – это те студенты, которые искали работу, оставляли резюме на соответствующем сайте и зачем-то попутно отвечали на вопрос. Учитывая, что люди обеспокоены поиском работы или работают во время учебы, у них объективно возникают трудности с обучением и концентрацией.
Один из сценариев обучения для следующего карантина – это смешанные технологии, когда потоковые лекции читаются в онлайне, а групповая работа проходит в аудитории с соблюдением мер безопасности. В этом решении видится здравый смысл и на будущее в целом – потоковые лекции перестали быть эффективными, а для их усвоения не обязательно присутствовать в аудитории. В век YouTube и Coursera интересного лектора можно переслушивать по несколько раз, а неинтересного проматывать и читать субтитры.
Что касается концентрации, то студенты лукавят. В живой аудитории ее ничуть не больше. И беда здесь не в формате образования, а в бедном мозге, который беспрестанно переключается между потоками информации. Как сегодня студент слушает лекцию? Одним ухом он в реальности, во втором у него тихо (а иногда и не очень) играет музыка, палец на смартфоне, открыта тетрадь, вокруг разговаривающие соседи, а перед глазами презентация (иногда с мелкими буквами или неразборчивыми графиками). И так продолжается полтора часа – конечно, в результате усваивается мало, а нагрузка ощущается как интенсивная.
Затруднения в освоении материала, как ни странно, связаны с пробелами в коммуникативных навыках. Я заметила, что еще 3-5 лет назад студенты умели, что называется, поторговаться на экзаменах – убедить, что он учил, знает, но занервничал и забыл, отстоять позицию, манипулировать на эмоциональном уровне. В этом году я столкнулась с тем, что первокурсники не умеют добиваться цели коммуникации – они молча уходят в расстройствах после низкой оценки, а затем предпочитают писать жалобу за твоей спиной. Ради эксперимента я просила студентов убедить меня в том, что они заслуживают пятерки, попытаться надавить на меня. Но они только молча пожимали плечами.
Так вот затруднения связаны с тем, что порой студенты не умеют попросить о помощи, поговорить о непонятных местах, задать вопросы. Они могут ссылаться на то, что преподаватель был недоступен в дистанционном формате, но, скорее всего, это отговорки. В рамках своих занятий я ввела индивидуальные консультации для своих магистров. Они неплохо посещали групповые звонки, но когда можно было воспользоваться консультацией тет-а-тет, это мало кого заинтересовало. Впрочем, те, кто приходили на такие звонки, в итоге получали от меня порцию повышенного внимания и, кажется, были довольны. Остальные либо были заняты, либо боялись. А ведь индивидуальное обучение вообще-то дороже группового и должно цениться.
Сможет ли студент взять максимум от живого общения или от дистанционного формата, зависит только от его желания и умений. Остальные доводы от лукавого.
Подписывайся на канал, чтобы понимать психологию преподавателя