В июне 2020 года вышла расширенная версия доклада о возможном вмешательстве России в выборы в США в 2016 году. Перед очередными выборами американцы решили подкинуть дровишек в изрядно поугасший костёр.
Всемогущий микротаргетинг
В декабре 2016-го, после избрания Дональда Трампа, швейцарское издание Das Magazin выпустило расследование о том, что победу ему принесли большие данные — точнее, адресная агитация в сети (полный перевод с немецкого на русский).
В статье говорится о технологии микротаргетинга. Якобы штаб Трампа получил доступ к информации о политических взглядах, кандидате на предыдущих выборах, любимых ТВ-шоу и сериалах, предпочитаемых товарах — миллионов пользователей.
Этих людей разделили на небольшие группы и каждой группе показывали персональное обращение с агитацией — в соцсетях, фильмах или передачах, которые они смотрят (не только на ТВ, но и в сети).
Гипноз контекстной рекламы
Еще один хитрый ход — это подстраивать поисковую выдачу под конкретных пользователей. К примеру, показывать по запросу с фамилией кандидата те материалы, которые выделяют его сильные стороны, особенно значимые для конкретного пользователя.
В ноябре 2019 вышел материал The Wall Street Journal. Журналисты опросили более 100 человек и пришли к выводу, что Google активно вмешивается в поисковую выдачу с помощью специальных алгоритмов. Например, когда вы вводите в строке поиска «Дональд Трамп», система подсказывает разным людям разные варианты окончания фразы.
Не пойман — не хакер
Все эти факты никак не изобличают Трампа и не доказывают, что политической волей миллионов людей можно управлять с помощью маркетинговых инструментов. Однако к теме больших данных и работе с пользовательской информацией нынешний президент США действительно относится с интересом. Как бизнесмен, он понимает ценность такого ресурса.
К примеру, спустя год после избрания Трамп отменил запрет на сбор и передачу провайдерами личных данных пользователей без их ведома, который ввел его предшественник — Барак Обама. Сюда входит история поисковых запросов, история браузера, геолокации и многое другое. По сути, любые компании и госслужбы могут получить информацию о здоровья, финансовом положении, личных предпочтениях и составе семьи пользователей. Однако Facebook и Google — крупнейшие обладатели больших данных в мире — под это разрешение не попали.
Микромаркетинг действительно может влиять на результат выборов?
Таргетированная реклама — то есть направленная на узкую аудиторию — и правда эффективнее обычной. Но одно дело — побудить к покупке платья в интернет-магазине, и совсем другое — повлиять на политическое решение. Особенно в США, где к выборам относятся серьезно, проводят их в несколько этапов и тщательно следят за кампаниями кандидатов. На выбор избирателя тут влияет множество факторов. Среди ключевых — социальный статус, работа, политические и социальные взгляды. Реклама, даже самая эффективная, не сможет перечеркнуть все это.