В торговом Ростове, чего скрывать, были свои злачные места. Одним из таких как раз и являлась улица Горького. В честь знаменитого писателя она была названа много позже — сначала эту крайнюю улицу, за которой уже ничего и не было, называли Сенная, по расположению здесь складов сена. В 1885 году власти решили переиначить ее в Тургеневскую, но название скоро пришлось вернуть. На Сенной располагались все публичные дома города, кабаки, и общественность возмутилась связи писателя с таким «безобразием». К 300-летию дома Романовых, в 1913 году, улицу еще раз переименовали — в Романовскую, но вновь вернули прежнее название после революции. И лишь в 1936 году Сенная окончательно стала имени Горького, который, правда, тут никогда и не жил.
Тем не менее улице есть чем похвастаться. Здесь можно увидеть доходные дома купцов Н. М. Курильского (Горького, 69а), М.И. Долгополова (Горького, 211), Н.Д. Пашина (Горького, 153), А.И. Королева (Горького, 179) и другие памятники архитектуры и культурного наследия: здание женской гимназии Т.Г. Берберовой (Горького 75/78), бывшую Торговую школу (Горького, 88), в которой в свое время выступал величайший композитор Сергей Рахманинов, «Донской табак» (пересечение ул. Горького и пер. Газетного), знаменитый Дом актера (Горького, 270).
Этот последний, многоэтажный дом-муравейник, актерская коммуналка, где порой разгорались поистине шекспировские страсти, появился в Ростове в 1938 году. Постройка обращала на себя внимание: причудливые формы закручивались, изгибались и отчетливо складывались в букву З. Говорят, ростовский архитектор Леонид Эберг, проектировавший здание, увековечил так свою любовь к актрисе театра им. М.Горького Зинаиде Зорич — сознательно ли, нет, кто знает?..
В разное время в доме жили звезды театра и кино Вера Марецкая и Ростислав Плятт, поэт и карикатурист Алексей Евтушенко, писатель Мирослав Немиров, поэт Виталий Калашников, художники Валерий Кошляков, Сергей Тимофеев, Юрий Шабельников. А в далекие 60-е в Доме актера на первом этаже располагалось улилище искусств, в котором работала Тамара Ильинская, известнейший театральный педагог. Именно она в свое время не позволила отчислить за «профнепригодность» Александра Кайдановского, выдвинув единственный аргумент: «Как только вы его отчислите, он тут же «загремит» в армию, дайте человеку доучиться, нельзя, чтобы 3 года у парня выпали из жизни. Я убеждена, что Саша талантлив, и гарантирую вам, что он прославится в недалеком будущем». И действительно, ее предсказания сбылись.
С конца 1980-х дом определили под снос, но не отключили коммуникации, как-то забыли, и сегодня он вполне жилой. И все так же поражает своей огромностью, безумностью своей архитектуры, особой атмосферой «богемности» и — задушевности.
На Горького же, на пересечении с переулком Газетным находится и еще одно примечательное сооружение города — здание фабрики «Донской табак», бывшая табачная империя ростовских купцов Асмоловых. Занимавшийся различной торговой деятельностью Василий Асмолов как-то раз зашел купить себе табаку. Качество ему не понравилось, и лавочник легко вернул деньги, мол, будут и другие покупатели. «Ходкий товар», — подумал промышленник, и в 1857 году открыл небольшое производство «для себя». За несколько лет взлетов и падений — когда после пожара приходилось начинать дело снова практически с нуля — фабрика Асмолова выросла из мелкого производства до поставщика Его Императорского Величества. Некоторые источники даже гласят, что в начале XX века предприятие Асмолова было крупнейшей частной табачной фабрикой в мире по количеству вырабатываемого на ней табака.
После смерти Василия Ивановича предприятие объединилось в трест и работало уже с привлечением иностранного капитала, а с приходом советской власти превратилось в Донскую государственную табачную фабрику (ДГТФ), производство переехало на левый берег Дона. Здание же решили реорганизовать в Центр современного искусства.
Продолжая прогулку по бывшей Сенной, на доме под номером 59 можно увидеть мемориальную табличку Борису Бенскому — заслуженному артисту РСФСР, руководившему Ростовским театром музыкальной комедии в годы Великой Отечественной войны. Бенский сыграл множество ярких ролей, провел огромное количество спектаклей и концертов в частях Красной армии и госпиталях, требовавших тем большее мужество, поскольку в это трагическое время актер потерял родителей и старшего брата, которые были расстреляны в ходе репрессий против еврейского населения Ростовской области в августе 1942 года.
Борис Бенский, маленький и щуплый, был самым популярным актером театра. Его называли грустным комиком, потому что сам он никогда не улыбался на сцене, а зрители умирали со смеху. Однажды после очередного спектакля Борис Григорьевич спускался по парадной лестнице театра. Бенский торопился, вслед за ним величественно шествовала его супруга, актриса Дина Черновская. И вот Бенский, оглядываясь назад, кричит жене: «Дина, мы поедем на трамвае или возьмем такси?». А в это время один из поклонников тонким ехидным голосом произносит: «Борис Григорьевич, а может, вам лучше пройтись пешкес?». Бенский остановился, оглянулся и произошло то, чего никто от него не ожидал, — великий грустный комик расхохотался. Настоящая фамилия актера была Пешкес, а Бенский — лишь псевдоним, образованный от его реального имени Вениамин. Впрочем, сегодня, к сожалению, память о великом актере несколько стерлась, ее хранит лишь эта табличка на ничем не примечательном доме.