Что такое обратное делегирование?
Обратное делегирование (уже даже по самому наименованию) - очень парадоксальная вещь. Делегировать ведь должен руководитель, поручая задачи сотрудникам, а на деле задачи... делегирует руководителю подчинённый! 😱
С точки зрения иерархии это неправильно. И сделать это прямо - то есть подойти и сказать руководителю "сделай это за меня" - сотрудник чаще всего не может.
Поэтому обратное делегирование - это процесс, в котором сотрудник каким-то хитрым способом спихивает на руководителя свои задачи.
Как происходит обратное делегирование?
Наиболее частых способов несколько.
Все они манипулятивные 🤨
- Сотрудник давит на жалость.
Марья Петровна, не могу, не справляюсь, у меня завал, я забыл/потерял, дети дома не спят, коты не едят, помогите чем можете!..
И руководитель бросается спасать бедного-несчастного сотрудника. Потому что он ведь свой, родной, столько лет вместе, эти самые дети и коты тоже уже как родные, и вообще - чего бы не помочь человеку.
А сотрудник и рад. Руководитель сам всё сделал, и сам того не заметил.
- Сотрудник льстит.
Пётр Иванович, вы гениально ведёте переговоры, просто гениально!! Вас все слушаются просто с полуслова. Вы точно получите лучший результат, если даже не поучаствуете в текущем проекте, а просто зайдёте посмотреть!
И руководитель, гордый за себя, с радостью демонстрирует свои навыки ещё и ещё, тут же сделав всё за сотрудника.
А порой ещё и тиражирует этот опыт, уверенный в том, что это он так "учит" персонал (этот момент кстати они тоже часто используют, см. Пункт следующий).
- Сотрудник прямо просит научить.
Иван Васильевич, а покажите как? А научите? А ещё раз? А помедленнее можно? А ещё вот на этом документе...
И всё бы конечно хорошо, только просьбы научить не заканчиваются ни после второго, ни после десятого раза.
А так как руководитель считает такие просьбы проявлением лояльности (вот какой молодец, готов учиться!), то снова и снова делает за сотрудника задачу.
- Сотрудник подначивает/берёт на слабо.
Василий Сигизмундович, да вы когда последний раз живого клиента видели?.. Да вы бы сами попробовали, этот отчёт ни у кого не получается за час сделать! Конеееечно, сидеть в тёплом кресле и указывать любой сможет...
И руководитель, желая доказать обратное, тут же говорит: Давай свой отчёт, засекай время, я в сорок минут уложусь!
А сотруднику того и надо.
- Сотрудник постепенно размывает границы ответственности.
Обычно начинается всё с простой просьбы:
Алла Ивановна, а можете позвонить в бухгалтерию, чтобы они мне отправили данные?
Если руководитель легко и, не заметив подвоха, выполняет задачу, в следующий раз это звучит уже не как просьба, а как указание:
Сделаю, конечно, только в бухгалтерию позвоните!
Если и здесь всё срабатывает (а чаще всего срабатывает, потому что на автомате, легко, быстро, привычно, и в прошлые разы я уже так делал), обратное делегирование может достигнуть и вовсе уровня претензий:
Алла Ивановна, вы что, до сих пор не позвонили в бухгалтерию?! Почему??
Как не допустить обратное делегирование?
Есть несколько разных вариантов защиты от обратного делегирования.
✅ Прежде всего, не принимать поспешных решений!
Если сотрудник что-то от вас требует, ноет, саркастически реагирует и делает что угодно ещё вместо выполнения своих обязанностей - приучите себя отвечать "Я подумаю" и брать время.
Как и любой манипулятивный заход, попытка обратного делегирования обычно рассчитана на быструю реакцию. И если руководитель мгновенно не отреагировал - сотрудник выдыхает и делает сам.
✅ Чётко делить области ответственности.
Уберите из своей речи слово МЫ. Не говорите сотруднику "мы сделаем", "нам с тобой нужно", "мы справимся" и пр. (подробнее в статье про психолингвистику для руководителя).
Если сотрудник просит что-то сделать за него (помочь) - всегда взвешивайте, действительно ли он нуждается в помощи.
✅ Своевременно учить персонал.
Определяйте зоны роста сотрудников и организуйте системное обучение, чтобы быть точно уверенным: они знают и умеют всё, что нужно. Это кстати усилит и предыдущую рекомендацию.
✅ Развивать собственный эмоциональный интеллект и защищаться от манипуляций.
Если вы реагируете на то, что сотрудник жалуется, льстит, берёт на "слабо" или любопытство, - то скорее всего вы в целом подвержены эмоциональным манипуляциями.
То есть внутри вас включаются ограничивающие установки, которые и заставляют вас действовать не так, как вы запланировали, а как выгодно манипулятору (подробнее про манипуляции есть в этой статье).
Соответственно, если вы закроете болезненные точки внутри - и внешне вы сможете реагировать спокойнее и чётче.
✅ В целом учиться управленческим навыкам.
Осваивать алгоритмы - постановки задачи, обратной связи, контроля и пр., ведь часто именно ошибки в управленческих воздействиях показывают подчинённым, куда "нажать" у руководителя.
Надеюсь, что делегирование будет происходить у вас в нужную сторону))) Пишите свои вопросы и комментарии, я всегда им рада)