Великий сюжет Дюма экранизировали столько раз, что про все кино- и телеверсии можно писать отдельную книгу. Поэтому прошу не упрекать за то, что не включил, например, известную версию 1961-го года с Луи Журданом или фильм с Ричардом Чемберленом - все экранизации и не перечислишь. Тем более что меня интересует не перечисление лент, а конкретный вопрос, который рассмотрю на примере 4 популярных версий.
В книге этот момент обыгрывался легче - достаточно было написать, как изменился Дантес за годы тюрьмы, и как его в обличье богача-графа по воле автора не могли узнать даже близкие люди. В кино такой "волюнтаризм" запросто не пройдет. Давайте посмотрим, как это делали разные режиссеры и как у них это получалось. Верю - или нет, убедили - или не очень?
The Count of Monte-Cristo (1934), США
Классика Голливуда, этот фильм был очень популярен в 30-е и собрал отличную кассу, хотя авторы очень вольно обошлись с оригиналом, чтобы угодить американскому зрителю той поры.
Актеру Роберту Донату на момент съемок еще нет 30, он моложав и органично выглядит в роли молодого Дантеса. Этому образу - верю.
Для Дантеса в образе Монте-Кристо авторы пошли обычным путем - с помощью грима и седины, добавив усы, "состарили" героя. Донат - превосходный актер, да и гримеры неплохо постарались, так что не старый еще артист отлично выглядит в роли "постаревшего" на 20 лет персонажа. И все-таки придирчивый зритель удивится - в обеих ипостасях не очень сложно опознать одного человека, пусть и неплохо "состаренного". Так что - верю обоим образам по отдельности, но не верю в "преображение" героя, которого упорно не узнают знакомцы из прежней жизни.
Le Comte de Monte Cristo (1953), Франция-Италия
Одна из самых известных экранизаций - классика французского кино. Пользовалась большим успехом в прокате СССР. В главной роли - кумир советских мальчишек и женщин Жан Маре. На момент съемок актеру около сорока. Он в прекрасной атлетичной форме - но с возрастом не поспоришь. Авторы очень старались сделать романтичного молодого человека из 40-летней "звезды. Гримеры ретушировали морщины, осветители и оператор старались так высветить лицо, чтобы оно выглядело как можно более гладким, но, увы, в образ Дантеса-Маре - не верю. И это не вина прекрасного актера - просто тогда еще не было технологий "Ирландца".
Зато в образе импозантного богача Маре - непревзойденный выбор! Как Донат соответствовал молодому Дантесу, так и 40-летний Маре подходит по всем статьям зрелому герою. Ни на одном из "графов" так не сидели сюртуки и фраки, ни один не выглядел так аристократично и величественно. Образу Монте-Кристо в исполнении Маре - верю беспрекословно. Но в "преображение" - снова не верю. Ведь и в облике Дантеса, и в облике Монте-Кристо однозначно виден один и тот же человек. Приходится походить на остальных героев фильма и "закрывать глаза" на поразительное сходство.
"Узник замка Иф" (1988), СССР-Франция
Скажу честно, никогда, с момента выхода фильма во времена моей юности не был его поклонникам. Для меня это выглядело костюмированным балом в духе меткого определения тети Костика из "Покровских ворот" - "наши играют французскую жизнь".
Тем не менее, на мой взгляд, оба образа - Дантеса и Монте-Кристо - решены очень удачно. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич-Хилькевич в итоге разделил героя на две ипостаси и взял...двух разных актеров, достаточно сходных по типажу лица. Молодой Евгений Дворжецкий прекрасно подошёл на роль наивного юного моряка. Этому образу - верю однозначно!
Выразителен и Виктор Авилов в образе графа. Схожий овал лица, выразительные глаза, худощавое телосложение. И в то же время, если Дворжецкий "красавчик", то Авилов и правда выглядит как настрадавшийся, постаревший жесткий человек, закаленный жизненными невзгодами. Верю однозначно и этому Монте-Кристо и "трансформации" героя. По злой иронии судьбы, увы, оба актера покинули нас в молодом возрасте. Жаль.
Le Comte de Monte-Cristo (1998), Франция-Италия-ФРГ
И вот вершина списка - и, конечно, огромная, уникальная удача авторов. Молодых Дантеса и Мерседес играют молодые... Гийом Депардье и Найке Ривелли. Сын Жерара Депардье и дочь Орнеллы Мути, которые - нетрудно догадаться - играют героев в зрелом возрасте. Такое удивительное совпадение - идеальный расклад. Молодые герои похожи на родителей, но и отличаются от них, так что мы видим словно два образа одних и тех людей, наивных в юности и умудренных опытом в будущем.
Об Орнелле Мути в образе зрелой красавицы можно и не говорить - она обворожительна. Великолепен и Депардье, уже не молодая звезда 70-80-х, еще не сегодняшний противоречивый персонаж. Конечно, он проигрывает Маре в стати и аристократизме, зато привносит в роль невиданное до этого ощущение мужской мощи и силы.
Однозначно - для меня это лучший кастинг во всех версиях, которые я видел. Редкий, фантастический случай - которому я отдаю пальму первенства.