Найти тему
Владимир Кири

Рассматриваем живопись по стеклу Индонезии.

Оглавление

Привет, друзья! Спасибо, что интересуетесь Индонезией, творчеством и культурой страны!

Сегодня перелагаю Вам порассматривать индонезийскую живопись по стеклу. Такой вид искусства попал в Индонезию из Китая, Ирана, Индии, Японии и даже Европы. Индонезийский продукт живописи по стеклу создавался этническими китайцами, которые мигрировали и ассимилировались в индонезийской среде.

Яванцы верят, что в правой части человеческого тела - хорошие дела и поступки, а в левой - плохие. Почитая Бога, человек остается в гармонии и спокойным как Луна. А если наоборот - он будет сожжен солнцем. Ок. 1910 г.
Яванцы верят, что в правой части человеческого тела - хорошие дела и поступки, а в левой - плохие. Почитая Бога, человек остается в гармонии и спокойным как Луна. А если наоборот - он будет сожжен солнцем. Ок. 1910 г.

Краткая история:

Живопись по стеклу как искусство появилась в Нидерландах в 14 веке, и впервые было упомянуто в книге II Libro dell'Arte итальянского художника Ченнино Ченнини (1360-1440) в начале 15 века. К 18 веку искусство проникло в Китай, а затем голландцы представили данный вид живописи и японцам.

Китайская дама. Автор картины неизвестен. Фото автора.
Китайская дама. Автор картины неизвестен. Фото автора.

В 19 веке живопись по стеклу попала в Батавию (Джакарту в прошлом) благодаря кораблям, которые плыли из Голландии в Японию через крупнейший порт Батавии. Тогда-то индонезийцы впервые и познакомились с живописью по стеклу. У китайских мастеров зачастую были помощники-индонезийцы, которые в последствии становились художниками.

Таким образом, в первой половине 19 века живопись по стеклу начала процветать на острове Ява, в частности при дворах Чиребона, Джокьякарты, Соло, Демак, Мадура. Живопись стала популярной и в мусульманских районах, например, Ачех, Палембанг, Медан и др., потому что на стекле стали изображать сцены из Корана.

Образы кукол ваянг в одной сцене с современными людьми. Автор неизвестен. Фото автора.
Образы кукол ваянг в одной сцене с современными людьми. Автор неизвестен. Фото автора.

Неудивительно, что изначально такой вид живописи был популярен только при дворах, ведь стекло в то время было очень ценным, а значит -дорогим, что указывало на статус и богатство. Но со временем живопись по стеклу стала доступной всем.

Основные темы и предметы в живописи по стеклу, изображенные индонезийскими художниками, были либо каллиграфические, либо не каллиграфические. В основном на начальных этапах это была арабская и реже яванская каллиграфия, которая позже включала себя уже сцены из фольклора, теневого театра ваянг, мечети, бракосочетания, пейзажи.

Персонаж ваянг в виде черепахи, на панцире которой арабская каллиграфия. Масло на стекле. Художник: Растика, 1975 г. Ресурс фото: archive.ivaa-online.org
Персонаж ваянг в виде черепахи, на панцире которой арабская каллиграфия. Масло на стекле. Художник: Растика, 1975 г. Ресурс фото: archive.ivaa-online.org

Возрождение живописи по стеклу:

В период с 1940-1970 гг. живопись по стеклу пришла упадок. И только совсем недавно такому виду искусству начали уделять больше времени. Большинство художников все еще изображают традиционные сцены и персонажей из теневого театра - ваянг и др.

На сегодня известны имена таких современных художников росписи по стеклу, как Nasir H., Johar, Astika, Djumelan, Gurun, Gatot, Gung Wayan Tijdera, Hardiyono, Haryadi Suadi, I Wayan Suartha, Achilis Nuryadin, Muchlas Bakri, R. Sudra, Sarwi, Toto Sunu, Sumidjo, Sunarto, др.

Бурак с крыльями и хвостом, с телом расписанным арабской каллиграфией. Художник: Растика. Масло на стекле, 1975 г. Ресурс фото: archive.ivaa-online.org
Бурак с крыльями и хвостом, с телом расписанным арабской каллиграфией. Художник: Растика. Масло на стекле, 1975 г. Ресурс фото: archive.ivaa-online.org

Сегодня техника живописи по стеклу тоже усовершенствовалась. Например, художник из Чиребона Тото Суну (Toto Sunu) распыляет краски на стекло, чтобы достичь плавного перехода от цвета к цвету. Пейзажи, например, рисуют на обратной стороне стекла, чтобы придать объем картине.

Церемония бракосочетания, которая имеет националистические предпосылки, на что указывает флаг Индонезии. Фото: IO/Yoga Agusta. Ресурс: observerid.com
Церемония бракосочетания, которая имеет националистические предпосылки, на что указывает флаг Индонезии. Фото: IO/Yoga Agusta. Ресурс: observerid.com

Художник Растика:

Одним из мастеров живописи по стеклу Индонезии является художник Растика из маленькой деревни Гресик Кулон (Gresik Kulon), г. Чиребон, которому сейчас 78 лет (родился в 1942).

Художник и мастер росписи по стеклу Растика (1942-).
Художник и мастер росписи по стеклу Растика (1942-).

Художник известен образами бурака, изображенного на стекле.

Бурак в исламе - это внеземное разумное существо, на котором Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Бурака обычно изображают в виде лошади с головой человека. У него большие чёрные глаза и мягкие уши. Окрас красный пятнистый. Мусульмане Индии изображают бурака с крыльями и хвостом павлина.

Как художник изображает животное на своих картинах на стекле можно увидеть на иллюстрации выше.

Рыба с телом расписанным арабской каллиграфией и с головой героя ваянг. Художник: Растика. Масло на стекле, 1975 г. Ресурс фото:  archive.ivaa-online.org
Рыба с телом расписанным арабской каллиграфией и с головой героя ваянг. Художник: Растика. Масло на стекле, 1975 г. Ресурс фото: archive.ivaa-online.org

Живопись Растики также отличается яркими и сочными красками, например, красным, голубым, зеленым, золотым, нежели мягкими тонами, как расписывалось стекло ранее.

Художник проводил несколько выставок в конце 70-х гг. А некоторые его работы представлены в национальных музеях Индонезии.

Герой Арджуна получает семейную реликвию-стрелу Пасопати. Художник: Растика. 2008 г. Музей искусства.
Герой Арджуна получает семейную реликвию-стрелу Пасопати. Художник: Растика. 2008 г. Музей искусства.

Техника живописи по стеклу:

Одна из древнейших техник, когда художник наносит изображение на оборотную от зрителя сторону стекла. Существует около 16 техник живописи по стеклу. Например, арабы представили технику нанесения красок слоями в Индонезии в 1900-х.

Индонезийцы сперва наносили краски на водной основе с добавлением клея, но после 1940-х - начали использовать краски на масляной основе.

Сперва наносился контур с помощью ручки и китайских чернил. После наносились цвета. Затем окрашивался фон, включая все уже ранее прорисованные участки.

Использовались такие пигменты, как gincu - это красная пудра, atal watu - светло-желтый (оба привезены из Китая), и индиго различных оттенков.

Друзья, как Вам такая техника живописи? Впечатлили картины? Делитесь!

Спасибо!