Найти тему
Злой дядька

Берестяные грамоты. Завещание Афанаса

В 2016 году на Козмодемьянском раскопе было найдено завещание. Документ состоит из нескольких фрагментов, из которых верхние смыкаются и образуют основную часть документа, а нижний представляет собой его конец. Стратиграфическая дата написания грамоты - XIV век. Внестратиграфическая оценка даёт конец XIV—XV в.

Берестяная грамота №1077
Берестяная грамота №1077

С разбиением на слова грамота читается так:

-2

У писца было много погрешностей, но он почти все заметил и исправил. Это подтверждает гипотезу о том, что черновики важных документов писались на бересте, а потом набело переписывались.

Имя завещателя - Афанас - заставляет вспомнить боярский клан Мишиничей-Онцифоровичей. Согласно Валентину Лаврентьевичу Янину, это имя носил один из сыновей Онцифора Лукинича. Упоминаемая в грамоте Козмодемьянская церковь была для этого клана родовой: для нее предназначался написанный в 1400 году Пролог, находящийся сейчас в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, №240). В выходной записи Пролога первым из заказчиков назван Юрий Онисифорович (Онцифорович).

Завещание составлено по обычному канону. Раб Божий Афанас завещает свое имущество сыну Ондрею. В первой части документа перечисляется то, что наследнику предстоит взять у должников. Названы кузмодемьянский дьяк Афанас (Офонос), некто по прозвищу Конище, Онисимко Шадрин, Степанко Комаров, дети Логина Кудри, Кост, зять Ермола, Гришка Комар (вероятно, отец Степанка). Добавлен забытый вначале Давыд. Долги выражены в основном в коробьях ржи и овса, но отчасти также и в деньгах; один раз долг состоит в бараньей шубе.

Во второй части документа перечислялись долги самого автора. От этой части сохранилось окончание фразы, в которой, очевидно, было сказано, что автор завещания вернул кому-то одну полтину долга, а вторая полтина осталась за ним.

В шюба баран- представляет интерес а в слоге ба, как и в берестяной грамоте №761 (на баране). Теперь ясно, что в №761 это не описка, то есть вариант баранъ действительно встречается в окающей зоне уже в древнерусскую эпоху. Учитывая польское, словацкое и древнечешское baran, можно предполагать, что этот вариант существовал в восточнославянской зоне издревле.

При написании поста автор активно пользовался материалами сайта gramoty.ru.