Найти в Дзене
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.48): ВЕРА, ИДУЩАЯ ВПЕРЁД

Оглавление

(Евр. 11:30, 31)

Двумя неоспоримыми актами веры, осуществлёнными израильтянами силой Божьей, были прохождение через бурные воды Иордана и завоевание Иерихона. На берегу Красного моря казалось, что идти вперёд уже невозможно, однако израильтяне сделали это в вере. Возле Иордана, когда уже был виден Иерихон, они остановились лишь ненадолго и тут же исполнили повеление перейти реку вслед за священниками, которые несли ковчег завета. В обоих случаях люди пересекли воды по сухой земле. В первый раз, как нам говорится, это стало возможным в результате сильного восточного ветра, а во второй это произошло, когда ноги священников коснулись текущей воды. Израильтяне, чтобы иметь неодолимую веру, должны были идти вперёд. Бог не шёл за них, как не делает Он всего того, что нужно сделать, чтобы каждый из нас обрёл личное спасение.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ВЕРА (11:30)

«Верою пали стены иерихонские, по семидневном обхождении».

Стих 30 вновь подтверждает веру Израиля в великих событиях, связанных с завоеванием земли обетованной. Этот эпизод изображает народ Израиля объединившимся в общей вере ради исполнения того, что повелел Бог.

С точки зрения стиля, 11:29–38 считается одним из красивейших и самых трогательных отрывков в Послании к евреям. Он показывает нам веру, «которая ведёт человека только вперёд, не допуская роскоши отступления» (Готорн).

Опираясь на стих 29, наш текст представляет резкий контраст. Автор только что отметил, что израильтяне перешли море и спаслись, а египтяне утонули. Это событие стало в Израиле национальной сагой; через много лет оно было увековечено в Псалтири (77:13; 134:8, 9; 135:10–15).

Второй контраст просматривается между праведными, которые верой обходили вокруг Иерихона, и неверующими, которые погибли внутри его стен (ст. 30, 31). Само по себе обхождение и крики могли разрушить стены не более, чем разбрызганная кровь могла, сама по себе, спасти первенцев от смерти. Однако израильтяне верой исполнили Божьи повеления, и Он благословил их, как и обещал.

Скептики, отвергая события, подтверждённые новозаветными авторами, разрушают веру не только в Ветхий Завет, но и в Новый. Фактически каждое сверхъестественное событие в Ветхом Завете, относительно которого критики выражают сомнение, подтверждается в тех или иных местах Нового Завета (см. 1 Кор. 10:1, 2).

Переход через Красное море был таким впечатляющим, что песни о нём поются до сих пор (Исх. 15:1–19). Такая победа и заслуживала воспевания. «Избавление на Красном море считается прообразом крещения христианина, являясь границей между Египтом греха и пустыней испытания его верности, что реализуется в церкви» (Коффман).

ПОСЛУШНАЯ ВЕРА (11:30)

Стены Иерихона пали верой — послушной верой (ст. 30). Никакое количество обхождений толпой израильтян не могло бы заставить такие стены упасть. Это правда, что солдаты, переходящие через мост, должны идти не в ногу, а вольным шагом, чтобы не создавать резонанса, который может расшатать мост так, что он упадёт; но стены не падают оттого, что кто-то вокруг них промаршировал или потопал по земле (Иис. Н. 6).

Египтянин, который «произвёл возмущение» (Деян. 21:38), утверждал, что стены Иерусалима падут по его слову, но они не упали. Не армейские стенобитные орудия, а вера в Бога разрушила стены Иерихона, когда израильтяне семь дней ходили вокруг города и потом громко закричали (Иис. Н. 6:1–5, 12–20). Их вера особенно проявилась на фоне язвительных насмешек со стороны жителей города во время семидневного обхождения. Победа над Иерихоном поставила Божью печать одобрения на взятии Израилем земли обетованной у нечестивых язычников, когда мера их беззаконий стала полной (Быт. 15:13–16).

Завоевание этого города должно было значительно поднять боевой дух всего стана. Со своими толстыми стенами и храбрыми воинами Иерихон был бы опасным противником для израильтян, если бы не Божья помощь. Прежде чем взять внутренние долины Ханаана, нужно было сломить военную мощь его форпоста Иерихона. С падением его стен вера Израиля, наверное, возросла до такой степени, что теперь они смогли быстро пойти вперёд и завоевать всю землю.

Археология практически не проливает свет на этот период в истории Иерихона, так как эта местность подверглась эрозии. Многие камни, несомненно, люди растащили, так как город не отстраивался в течение четырёх столетий. (Сравните Иис. Н. 6:26 с 3 Цар. 16:34). В те давние времена легче было повторно использовать камни, чем вырезать новые, что, очевидно, и произошло в Иерихоне. В ходе истории этот город много раз подвергался разрушениям. В конечном итоге на том месте, где он стоял, образовался холм с такой небольшой площадкой для города наверху, что город пришлось перенести на новое место поблизости.

ВЕРА ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА (11:31)

«Верою Раав, блудница, с миром приняв соглядатаев и проводив их другим путём, не погибла с неверными».

Раав (ст. 31) исповедала свою веру израильским соглядатаям. Эта вера пришла к ней из вторых рук (как и наша вера), но она уверовала, что «Господь Бог… есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис. Н. 2:8–11; 6:22–25). Это заявление шло вразрез со всем, во что обычно верили её соотечественники, иерихонцы. Благодаря своей вере она спасла соглядатаев и солгала об их уходе, сохранив этим всю свою семью. Её вера дала ей спасение, а неверие иерихонцев стало причиной их поражения. Под воздействием этой веры её жизнь изменилась, что в сочетании с послушанием привело к её оправданию (Иак. 2:25).

Как чудесно найти в Ветхом Завете — который иногда считают жестоким — эту историю о женщине с низкой репутацией, которая была искуплена благодаря своей вере в Бога. Позже Раав стала женой Салмона и матерью Вооза, который стал отцом Овида и дедом Иессея. Таким образом, она была прапрабабкой царя Давида и, в конечном итоге, предком Мессии (Мф. 1:5, 6). Остальные жители Иерихона не поверили в то, что Бог на стороне Израиля, и в результате погибли. Вера привела Раав к покаянию, которое, возможно, произошло ещё до прихода соглядатаев. Она пошла против своего народа, что всегда трудно.

КОГДА ДЕЙСТВУЕТ ВЕРА, ВСТУПАЕТ В СИЛУ БЛАГОДАТЬ

Иисусу Навину Бог повелел: «Будь твёрд и мужествен» (Иис. Н. 1:9). Он, как и Моисей, был человеком веры, но его мужественному рвению пришлось столкнуться с сильным сопротивлением. Он действовал верой, когда пересекал Иордан и завоёвывал Иерихон. Стены Иерихона казались неприступными, но в результате семидневного их обхождения в вере они рассыпались.

Мы спасены благодатью через веру (Еф. 2:8, 9). Но чтобы Божья благодать имела эффект, нужна живая вера. Одна только вера «мертва» и «бесполезна» (Иак. 2:17, 20; см. Современный Перевод).

Мы можем сказать: «Стены Иерихона пали по благодати и через веру после их семидневного обхождения». Так же и Раав была оправдана, или спасена, по благодати через веру, когда продемонстрировала её (веру, которая у неё появилась на основании доступного ей свидетельства), защитив соглядатаев. Об этом же учит и Иак. 2:25, где говорится, что она, наряду со своей верой, «делами … оправдалась». Послание к евреям — как и любая другая новозаветная книга — ничуть не учит, что человек оправдывается одной только верой. Кто думает, что Иаков говорит об оправдании только в глазах соотечественников, а не о спасении души, не принимает во внимание Иак. 2:14: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Иаков говорил о спасении, а не просто об оправдании в глазах других.

Иерихон пал. Археология предоставляет свидетельства падения многих древних городов, «но силы, действующие в невидимом мире, такие как сила веры, нельзя откопать ковшом экскаватора» (Брюс).

РААВ, ПРИМЕР ВЕРЫ

Как в одну группу со всеми этими благочестивыми мужами веры, до этого упомянутыми в Евр. 11, попала Раав, женщина низких моральных принципов? Разумеется, автор добавил её не просто для того, чтобы мужчины не возгордились, или чтобы сказать, как Иисус сказал самодовольным фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф . 21:31).

Раав — поразительная женщина. У неё была плохая репутация. Как язычница, она не имела отношения к завету и не знала иудейского закона. Возможно, она была жрицей какого-нибудь местного языческого бога плодородия, культ которого прославлял сексуальные желания и испрашивал большего изобилия для города. И всё же она оправдалась верой. То, что Раав услышала о Боге Израиля, произвело на неё такое впечатление, что она уверовала (Иис. Н. 2:9, 10). Несмотря на своё прошлое, она спаслась благодаря своей вере.

Не странно ли, что некоторые с малой возможностью что-либо услышать о Боге веруют, тогда как другие, часто соприкасаясь с Библией, слушая телепроповеди и имея церковь, не проникаются тем, что они услышали. Вера Раав могла быть примитивной и слабой, но она подвигла её на великие дела и поставила перед серьёзной опасностью в случае следования её новой вере. Её вера предполагала самоотверженность. Это едва ли не чудо Божьей благодати, что она включена в родословие Иисуса, Сына Божьего (Мф. 1:5, 6). Её пример показывает нам, что, как бы далеки мы ни были от Бога в плане морали, Он может в милости достичь нас с небес и спасти нас, если мы покаемся, как сделала она.

Церковь Христа