Найти в Дзене

Дамы и моды. Женщины династии Романовых на портретах известных живописцев. Часть 1

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня на ваш суд представляется необычная для моего канала статья. Даже не статья, а целое хобби - история России и вместе с ней - история Царской (потом Императорской) семьи Романовых. Может, кто-то из девчонок еще помнит, шел в свое время такой сериал "Бедная Настя". Мы с бабушкой смотрели его на даче на стареньком телевизоре. Сюжет там весьма псевдоисторический, но мне, девочке-школьнице, так понравились декорации, костюмы, а какие там красивые артисты! Я стала интересоваться жизнью людей XIX столетия, Царской Семьей, бытом, одеждой, так сказать, что любили, чем увлекались, что держали на сердце. До сих пор это хобби меня не покидает, наоборот, даже помогает, когда настроение не очень. Я вот подумала: что есть портрет? Наверное, он есть отражение личности, характера человека, но и модных веяний эпохи, того, что популярно в обществе. Попробую вместе с вами на примере любимых портретов представительниц семьи Романовых разобраться, почему этих де

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня на ваш суд представляется необычная для моего канала статья. Даже не статья, а целое хобби - история России и вместе с ней - история Царской (потом Императорской) семьи Романовых.

Может, кто-то из девчонок еще помнит, шел в свое время такой сериал "Бедная Настя". Мы с бабушкой смотрели его на даче на стареньком телевизоре. Сюжет там весьма псевдоисторический, но мне, девочке-школьнице, так понравились декорации, костюмы, а какие там красивые артисты! Я стала интересоваться жизнью людей XIX столетия, Царской Семьей, бытом, одеждой, так сказать, что любили, чем увлекались, что держали на сердце. До сих пор это хобби меня не покидает, наоборот, даже помогает, когда настроение не очень.

Я вот подумала: что есть портрет? Наверное, он есть отражение личности, характера человека, но и модных веяний эпохи, того, что популярно в обществе. Попробую вместе с вами на примере любимых портретов представительниц семьи Романовых разобраться, почему этих девушек, женщин изображали именно такими. Женская мода мне, конечно, ближе, понятнее, но и до мужских портретов доберемся, так что мужчины, не обижайтесь )))))

Отдохнем сегодня от научных дисциплин, как говорится, не химией и биологией единой живем. Наливайте себе чаю (или кофе), устраивайтесь поудобнее! На календаре....

Век восемнадцатый

Портрет Великой княжны Александры Павловны в русском костюме. Неизвестный художник. 1796 (?), 1799  (?) г. Из коллекции Государственного Русского музея
Портрет Великой княжны Александры Павловны в русском костюме. Неизвестный художник. 1796 (?), 1799 (?) г. Из коллекции Государственного Русского музея

Наша первая героиня Великая княжна Александра Павловна - старшая дочь сына Екатерины Великой Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Девушка предстает перед зрителем в национальном костюме своей родной страны. Вообще этот красивый костюм - своего рода образец праздничного русского наряда. На Александре Павловне мы видим шелковую рубашку с кружевом, поверх которой надета душегрея без рукавов. Душегрея - это доходящая до талии либо до середины бедра одежда, теплая курточка-жилетка в нашем понимании. На ее пошив старались не жалеть дорогих тканей: бархата, парчи, отделывали по краям золотыми нитями, узорами. Особенно популярными были узоры в виде растений (как раз, как на портрете): листья, цветы, даже грозди винограда.

Волосы Александры Павловны заплетены в косу с лентой (символ девичества), а на голове надет богатый, отделанный драгоценными камнями убор - девичий венец. Венец девушки надевали на особо важные семейные праздники или на собственную свадьбу. Искусствоведы предполагают, что изображение Александры Павловны в венце как раз означает: портрет скорее всего был написан либо в 1796 году, в знак помолвки княжны со шведским принцем (помолвка расстроилась из-за разногласий по поводу вероисповедания Александры Павловны в Швеции), либо в 1799 году, когда Великая княжна была объявлена невестой наместника Венгрии принца Иосифа. Цветок в руке девушки - символ юности, чистоты. Мне кажется, очень нежный портрет получился.

Вообще, русский костюм очень любили при императорском дворе. Екатерина Великая писала своему другу барону Гримму о празднике-маскараде, где ее внучки и придворные девицы "всего двадцать четыре особы, без кавалеров, исполнили русскую пляску под звуки русской музыки, которая привела всех в восторг и сегодня только и разговоров об этом и при дворе, и в городе. Все они были одна лучше другой и в великолепных нарядах".

А тем временем уже и...

Век девятнадцатый наступает...

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Жан-Лоран Монье, 1807 год. Государственный Русский музей
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Жан-Лоран Монье, 1807 год. Государственный Русский музей

Перед нами Великая княгиня Елизавета Алексеевна (урожденная Луиза Мария Августа Баденская) - супруга императора Александра I, женщина с непростой судьбой. Вот по моим ощущениям этот портрет такой официально-романтический. С одной стороны, на нем присутствуют атрибуты парадного портрета: знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного на орденской цепи (цепь вплетена в жемчуг на платье). Этот орден - высшая государственная награда. Он представляет собой изображение апостола Андрея, распятого на кресте (крест имеет Х-образную форму), на фоне герба - двуглавого орла. На оборотной стороне выгравирован девиз ордена: "За веру и верность". Чуть ниже, из-под руки Елизаветы Алексеевны, виднеется восьмиконечная звезда (видно не очень хорошо, но предположу) ордена Святой Екатерины. Этот орден - высшая государственная награда для женщин Российской Империи. Девочки рода Романовых, княжны "крови", получали этот орден по праву рождения, а девушки, входившие в семью благодаря замужеству (как Елизавета Алексеевна, например) - после принятия православия или после обручения с женихом. Мне очень нравится девиз ордена Святой Екатерины: "За любовь и Отечество"! Что ж, и государственным делам романтика не чужда. Позади к платью прикреплена горностаевая мантия (символ царственного происхождения), а на мантии снова звезда ордена, предположу Святого Александра Невского, поскольку Елизавета Алексеевна была награждена этим орденом, и вполне вероятно, что художник изобразил все ее награды. Позирует Елизавета Алексеевна на красном, "официальном" фоне.

Но любая императрица - прежде всего женщина. И женщина модная))). Поэтому и одета Елизавета Алексеевна в романтичное платье наподобие античной туники, с завышенной талией, короткими рукавами-фонариками и стоячим веерообразным воротничком (его называли херуска). Моду на подобные свободные платья в стиле Древней Греции и Рима ввела в начале XIX века супруга Наполеона Бонапарта Жозефина де Богарнэ. И накрыла эта "модная" волна всю Европу, включая Российскую Империю. Дамы захотели быть похожими на древних богинь, вместо корсетов и кринолинов - декольте на грани, вместо каблуков - сандалии, крепившиеся к ноге с помощью ремней. Красота человеческого тела возвелась в культ. Некоторые современники такую моду прозвали фривольной, буквально "нагой". Жозефина затейница, конечно. Платья-то "придумала", а как такое носить, да еще и при наших российских морозах? Прямая дорога к воспалению легких и чахотке. Но, видимо, ей тоже было холодно, потому что именно ее считают той, кто ввела в моду шали из кашемира, теплые палантины. Так что скажем и мы Жозефине спасибо за эти популярные нынче аксессуары.

Взглянем же еще раз на портрет Елизаветы Алексеевны. Официальный, но в то же время романтичный. Бросается в глаза минимализм в украшениях: лишь жемчуг на рукавах и воротнике платья и изящная тиара-обруч в волосах. Для положения императрицы, да и вообще, если сравнивать с другими, Елизавета Алексеевна предпочла достаточно аскетичный образ. Мне кажется, это отражение характера человека.

Вот что говорила о Елизавете Алексеевне ее фрейлина княгиня Софья Мадатова: "вкусы Императрицы были до крайности просты, она никогда не требовала даже самых пустячных вещей для убранства своих комнат, даже не приказывала никогда приносить цветы и растения. Однако надобно заметить, что это делалось ею отнюдь не из равнодушия к этим предметам, а единственно из желания никого не беспокоить. Она никогда не обнаруживала неудовольствия, если что выходило не по ней, напротив, настроение духа всегда было ровное. Приятный звук её голоса мог очаровать самого равнодушного человека, а её симпатичный взгляд располагал в её пользу самых холодных людей». А понравился ли вам этот портрет?

Давайте сделаем перерыв, а в следующей части полюбуемся на портреты середины XIX века. Надеюсь, вам было интересно! 😊