Какие вопросы задавать аудитории, чтобы вызвать ее на диалог? Из чего складывается действительно интересный слушателям доклад?
Своим опытом и рекомендациями для успешного выступления поделился Степан Любавский, начальник Управления налогового планирования и контроля объединенной компании «Связной» | «Евросеть» (на момент интервью – начальник отдела налогового планирования и контроля компании «Евросеть-Ритейл»).
1. Как подготовиться к выступлению, чтобы оно было интересно не только докладчику, но и слушателям
Если взять как пример мое наиболее успешное выступление, за которое я получил награду на CFO Russia, то в нем были взяты за основу реальные дела и прецеденты из судебной и административной практики. В моем докладе были конкретные примеры с реальными цифрами, изложенные в хронологическом порядке. Была заявлена проблема организации и дано ее решение. Я проиллюстрировал возможность активной самостоятельной защиты и отстаивания своих интересов компанией.
Можно перед выступлением просто изучить проблематику и изложить ее на конференции. Однако первый пример доклада более успешный, так как реальные ситуации, с которыми сталкиваются коллеги, вызывают интерес. Проблемы едины для всех, но не все находят варианты их решения. Ваша основная задача — найти такую тему, которая представляла бы интерес для слушателей.
2. Из чего складывается успешное выступление на конференции
· Знание тематики, ее грамотное структурированное изложение, наличие практического решения, которое можно апробировать не только в собственной организации, но и в компаниях коллег: бухгалтеров, налоговых специалистов и др.
· Кроме того, выступление должно быть наглядным. Используйте визуализацию в презентации в ходе вербального изложения информации.
· В моем случае презентация зачастую играет ведущую роль, потому что я исхожу из того, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Считаю, что некоторые вещи лучше изобразить и снабдить их устным комментарием.
· При этом речь спикера и презентация дополняют друг друга, и без словесного пояснения слайдов часть информации потеряется. Текста стараюсь использовать меньше, а картинок и визуальных образов — больше. Чтобы не загромождать слайды, лучше большую часть доклада озвучить устно.
3. Как морально подготовиться к выступлению
Обязательно надо репетировать доклад. Надо несколько раз проговорить его, потому что в противном случае есть риск возникновения задержек в изложении, слов-паразитов, сбивчивого изложения, то есть всего того, что отрицательным образом влияет на презентацию. Желательно свободно оперировать тематикой, чтобы не воспроизводить заученный текст. Подготовьте доклад в нескольких стилях, а уже на выступлении следите за аудиторией, насколько ей скучно или интересно, чтобы в любой момент иметь возможность разбавить речь отвлечениями.
4. Как репетировать доклад
Я рассказываю доклад сам себе и представляю, как бы выступление воспринималось со стороны. Слушателей для репетиции не использую, так как у меня есть возможность практиковаться в ходе преподавательских занятий. Поэтому некоторые приемы, которые используются на конференции, я отрабатываю на лекциях со студентами.
5. Насколько важно вызывать аудиторию на диалог
Конечно, обратная связь очень важна. В противном случае непонятно, насколько доходчиво изложен материал и насколько он интересен.
Я использую риторические вопросы, цель которых акцентировать внимание на какой-либо проблеме. Можно также задать вопрос в зал, чтобы вызвать ответную реакцию. Кроме того, я провожу экспресс-голосования и опросы, чтобы «прощупать», насколько проблематика знакома аудитории.
Совет тем, кто выступает впервые
Попробуйте выступить, даже если нет опыта выступлений перед профессионально подготовленной публикой. В данном случае обязательно порепетируйте перед более или менее подготовленными слушателями, перед коллегами на работе, например, а не полагайтесь только на собственное восприятие. Иначе есть вероятность того, что в силу отсутствия опыта выступлений вы будете повторять чужие ошибки, тушеваться, можете забыть что-то важное или потерять логическую связь в изложении. Так что неопытным выступающим я советую неоднократно предварительно проговорить доклад и не бояться выступить перед профессиональной аудиторией на конференции.
А послушать выступления топ-менеджеров ведущих компаний и перенять их опыт вы можете на онлайн-встречах CFO Russia. Темы ближайших мероприятий – «Retail CFO 2020: борьба за выживание и перспективы развития», «Оптимизация бизнес-процессов в банках», Онлайн-конференция финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2020.
Перейдя по ссылкам, вы сможете увидеть перечень вопросов, которые обсудят на каждой из встреч, и спикеров. Следите за нашими обновлениями и принимайте участие!