Извечной проблемой педагога является формирование познавательного интереса у современных обучающихся, а вместе с тем и развитие навыков поиска информации. Фактически этот вид деятельности сложно осуществить в рамках стандартного урока в силу его временной ограниченности. По этой причине программные комплексы буквально «вытолкнули» этот обучающий элемент в пределы самостоятельной работы. Сам процесс выполнения обучающимися этих программных разделов заключается в компиляции сведений, данных и информации из учебников или иных общедоступных средств массовой информации. Чаще всего на помощь студентам приходят интернет-ресурсы, предлагающие уже готовые работы по изучаемым вопросам.
Сами программы также определяют довольно скудный перечень методических приемов при изучении тем самостоятельных работ. В основной массе применяются такие формы представления информации по изученной теме:
- доклад;
-реферат;
-презентация;
- и наиболее сложным из предлагаемых вариантов является научная работа, требующая более глубокого изучения темы и переработки.
Если сравнить систему европейского и российского обучения, то последняя более академична и предлагает расширенный спектр знаний, в силу чего страдает процесс формирования жизненно важных профессиональных навыков. Отмечу, что в рамках реальной профессиональной деятельности, потенциальный работодатель не ставит перед собой задачи получить академически грамотного специалиста, для него важна его практическая эффективность, продуктивность. В силу этого ключевым критерием отбора специалистов среднего звена является оперативность последнего, а также способность грамотно и креативно решать определенные ситуационные задачи профессиональной направленности. Фактически – это требование современного рынка, за которым громоздкая система образования со сложными обучающими программами просто не успевает.
В рамках зарубежных образовательных технологий этот процесс развития познавательных интересов решается посредством проектной деятельности. Благодаря такому методическому приему обучающийся осваивает одновременно целый комплекс практически значимых навыков:
- оперативный поиск актуальной информации;
- работа в команде;
- постановка целей и задач;
- анализа и самоанализа;
- разработка проекта.
Но, просто прийти на урок и дать проектное задание невозможно, так как проект – это итог деятельности за конкретный период теоретического обучения, а значит, необходим комплекс занятий по решению кейсов, ситуационных задач или составлению мини-проектов по готовым схемам.
Навыки маркетолога и педагогическая деятельность
Маркетинг в современном его понимании направлен на продвижение товаров на рынке и различного рода услуг. На первый взгляд, кажется, что в рамках классно-урочной формы обучение заниматься продвижением чего-либо невозможно. Многие считают это нецелесообразным, и отчасти нарушающим концепцию работы и этику профессиональной деятельности педагога. Но ведь можно предлагать не товар или услугу, а получение знаний и сами знания. На этом основываются работа большинства тренингов и деятельность коучеров. Фактически педагогу необходимо отойти от стандартного метода формирования целей урока. Они должны звучать таким образом, чтобы обучающийся смог понять их важность и значимость в формировании его профессионализма, а также дальнейшего успешного личностного роста. Такой несложный маркетинговый прием способен сформировать первичный интерес к предмету или к отдельно изучаемой теме. При этом цели урока важно озвучить (а по возможности сделать записи). Практическая значимость такого методического приема заключается в том, что возвращаясь к прошлому занятию или пройденному ранее, обучающийся всегда сможет ответить на вопрос о том, что и для чего изучалось, а также чему необходимо было научиться.
Применяемые сегодня схемы маркетинга направлены на психологическое воздействие на потребителя. Если провести условную связь между последним и обучающимся, то просматривается и технология эмоционального воздействия на студентов. Итак, маркетинг направлен на то, что незнание информации о каком-либо новом бренде или товаре побуждает человека искать информацию о нем. Для этого рекламодатель дает название товара и рассказывает о его преимуществах. Этот принцип можно использовать на этапе изучения новой темы или на этапе формирования домашнего задания. Таким образом, закладывается первичная психологическая мотивация, побуждающая к поиску тематической информации.
О практическом применении конкретных техник маркетинга на уроках расскажу в следующих постах.